Ирина Подлесная
Консультация «Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи»
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая моторика рук.
Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Публикация «Консультация „Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки, если этого не произошло раньше.
Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:
• самомассаж кистей и пальцев рук;
• разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
• пальчиковый театр;
• рисование разными способами: пальчиками, кистью, карандашом и пр. ;
• графические упражнения;
• лепка;
• ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.
• игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы :
• игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. ;
• постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук.
Выделяют несколько групп упражнений.
Первая группа – упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.
В эту группу входят самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.
Самомассаж и массаж проводятся регулярно. После каждого упражнения дети выполняли расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. Для массажа использовали различные приспособления и мелкие предметы : массажные щетки («ежики», маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, «каштан». При работе с ними учитывали следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений.
Кроме самомассажа, в первую группу входят упражнения:
• на расслабление мышц – поглаживание: «Погладь котенка», «Погладь как мама», «Маляры», «Качели»;
• на растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности: «Дотянись до конца дорожки», «Вот шагает великан»;
• на развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики.
Вторая группа – упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики – сопряженная гимнастика. Например: «Улыбка» (губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны, «Змейка» (волнообразные движения руками, а языком выполняется «змейка»).
Третья группа – упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук.
Например: упражнения с маленькими (теннисными или каучуковыми) шарами или грецкими орехами: «Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает персик», «Завинчивание и отвинчивание», «Пальчиковый футбол».
Четвертая группа – упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Деревья», «Корни», «Пароход», «Мостик», «Зайка», «Коза», «Собака».
Пятая группа – самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, асимметрично, акцентуировано); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координации (выполнение условных движений с выработкой стереотипа и с отказом от него). Например: «Кошечка», «Смены», «Пальчики здороваются»; разнообразные пальчиковые игры, связанные с лексическими темами: «Моя семья», «Много мебели в квартире»; игры с пальчиками: «Маша – хозяйка», «Колечки», «Кулак – ребро – кулак», «Кулак – ребро- ладонь».
Выбор упражнений может варьироваться в зависимости от того, какие задачи решаются в данный момент коррекционной работы.
Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Сопряженная гимнастика у детей с дизартрией способствует наиболее эффективной подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука, развитию мелкой моторики, нормализующему тонус мышцы артикуляционного аппарата, улучшающему речедвигательную функцию организма.
Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:
– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
– повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;
– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе).
Правила выполнения упражнений для развития мелкой моторики.
1. Сначала все упражнения показывает взрослый, а дети повторяют.
2. Затем упражнения выполняются самим ребенком, медленно.
3. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз.
4. Перед выполнением упражнений дети должны принять спокойную, расслабленную позу.
5. Необходимо правильно воспроизводить и удерживать положение кисти или пальцев и правильно переключатся с одного движения на другое. При необходимости помогите себе второй рукой.
6. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
7. Возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую медленную музыку.
8. Все движения должны приносить ребенку удовольствие.