Лучший педагог года

Консультация «Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи»

Ирина Подлесная
Консультация «Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

«Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи»

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая моторика рук.

Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Публикация «Консультация „Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

Известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки, если этого не произошло раньше.

Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:

• самомассаж кистей и пальцев рук;

• разнообразные пальчиковые игры и упражнения;

• пальчиковый театр;

рисование разными способами: пальчиками, кистью, карандашом и пр. ;

• графические упражнения;

• лепка;

• ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.

• игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.

При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы :

• игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. ;

• постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук.

Выделяют несколько групп упражнений.

Первая группа – упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

В эту группу входят самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

Самомассаж и массаж проводятся регулярно. После каждого упражнения дети выполняли расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. Для массажа использовали различные приспособления и мелкие предметы : массажные щетки («ежики», маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, «каштан». При работе с ними учитывали следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений.

Кроме самомассажа, в первую группу входят упражнения:

• на расслабление мышц – поглаживание: «Погладь котенка», «Погладь как мама», «Маляры», «Качели»;

• на растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности: «Дотянись до конца дорожки», «Вот шагает великан»;

• на развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики.

Вторая группа – упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики – сопряженная гимнастика. Например: «Улыбка» (губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны, «Змейка» (волнообразные движения руками, а языком выполняется «змейка»).

Третья группа – упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук.

Например: упражнения с маленькими (теннисными или каучуковыми) шарами или грецкими орехами: «Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает персик», «Завинчивание и отвинчивание», «Пальчиковый футбол».

Четвертая группа – упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Деревья», «Корни», «Пароход», «Мостик», «Зайка», «Коза», «Собака».

Пятая группа – самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, асимметрично, акцентуировано); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координации (выполнение условных движений с выработкой стереотипа и с отказом от него). Например: «Кошечка», «Смены», «Пальчики здороваются»; разнообразные пальчиковые игры, связанные с лексическими темами: «Моя семья», «Много мебели в квартире»; игры с пальчиками: «Маша – хозяйка», «Колечки», «Кулак – ребро – кулак», «Кулак – ребро- ладонь».

Выбор упражнений может варьироваться в зависимости от того, какие задачи решаются в данный момент коррекционной работы.

Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Сопряженная гимнастика у детей с дизартрией способствует наиболее эффективной подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука, развитию мелкой моторики, нормализующему тонус мышцы артикуляционного аппарата, улучшающему речедвигательную функцию организма.

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

– повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;

– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе).

Правила выполнения упражнений для развития мелкой моторики.

1. Сначала все упражнения показывает взрослый, а дети повторяют.

2. Затем упражнения выполняются самим ребенком, медленно.

3. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз.

4. Перед выполнением упражнений дети должны принять спокойную, расслабленную позу.

5. Необходимо правильно воспроизводить и удерживать положение кисти или пальцев и правильно переключатся с одного движения на другое. При необходимости помогите себе второй рукой.

6. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

7. Возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую медленную музыку.

8. Все движения должны приносить ребенку удовольствие.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Консультация для родителей «Большая польза от мелкой моторики» Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? Сложно дать однозначный ответ. Однако абсолютное большинство ученых, педиатров и учителей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 22 марта 2020 в 22:44
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Крупная польза мелкой моторики для детей с нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Подлесная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД