Наталья Владимировна Васильева
Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема планирования является актуальной и сложной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением. Планирование в нашем МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида» «Солнышко» г. Ефремова основывается на адаптированной основной образовательной программе МКДОУ «Д/с №9 к. в.», разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 года и программы Нищевой Н. В. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», 2015 года.
Публикация «Консультация „Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В Программе сказано: «Основу организации образовательного процесса составляет комплексно - тематический принцип». Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса выбран не случайно. Он успешно реализуется педагогами нашего детского сада.
Комплексно - тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ. В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения спроектирована модель образовательного процесса и представлено перспективно - тематическое планирование на учебный год для младшего и старшего дошкольного возраста.
Комплексно - тематическое планирование – это планирование по всем направлениям развития ребенка и образовательным областям (социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие).
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того, вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т. д.). Согласно комплексно - тематическому принципу построения образовательного процесса решение образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Планирование тематического календаря, как уже было сказано, осуществляли в соответствии с лексическими темами, усложняющимися при переходе от младших групп к старшей и подготовительной. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Во второй младшей группе 32 темы на учебный год, в средней, старшей и подготовительной – 34 темы. Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется две или одна неделя во второй младшей группе и одна неделя в средней, старшей и подготовительных группах.
Реализацию комплексно - тематической образовательной модели в дошкольном учреждении обеспечивает насыщенная предметно - развивающая среда. В каждой группе ДОУ оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности и соответствуют пяти образовательным областям, заявленным в ФГОС ДО.
Содержание материала во всех центрах обновляется и пополняется в соответствии с темой, что дает возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий.
Тематическое планирование ДОУ отвечает следующим требованиям:
1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиН).
2. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
3. Интеграция усилий всех специалистов.
4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников.
5. Регулярность и последовательность воспитательных воздействий.
6. Учет уровня развития детей.
6. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.
8. Учет того, что ведущим видом деятельности детей является игр.
Эффективность комплексно-тематического планирования
По мнению многих специалистов, комплексно – тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.
Оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Оно придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики.
Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от педагогов ДОУ высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Педагог должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.