Олеся Домокурова
Особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса по программе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно – тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей. Одной из ведущих форм комплексно – тематического планирования выступает проект. Метод проектов становится всё более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Проекты могут быть разных видов и классифицироваться по разным основаниям:
- по предметно-содержательной области;
Публикация «Особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса по программе „Детство“» размещена в разделах
- по характеру деятельности;
- по количеству участников;
- по продолжительности.
По предметно-содержательной областипроекты различаются на
- монопроекты (содержание ограничивается рамками одной образовательной области)
- межпредметные (или интегрированные) проекты (решаются задачи из разных образовательных областей).
По характеру деятельности возможны следующие проекты :
- творческо-игровые (с элементами творческих игр);
- исследовательско-творческие (дети исследуют, а результаты записывают в дневники наблюдений);
- информационно - практические (дети осваивают новую информацию и используют её в реальной жизни);
-творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника и т. д.).
По количеству участниковпроекты могут быть :
- индивидуальные;
- парные;
-коллективные;
- массовые.
По продолжительностипроекты могут быть :
- краткосрочные;
- средней продолжительности;
- долгосрочные.
Главные характеристики проекта
- наличие общей темы. При формулировании темы необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей;
- принцип личной значимости темы и конечного продукта проекта. В младшей группе ориентироваться на восприятие и освоение мира ребёнком. В старшем дошкольном возрасте при формулировке темы проекта должна присутствовать загадка, интрига;
- формулировка общей проблемы, которую необходимо решить в ходе проекта. Проблема должна быть актуальной, личностно и эмоционально значимой для детей. Постановка цели проектной деятельности возможна через определение конечного продукта проекта. Конечный продукт проекта должен иметь по возможности материальное воплощение.
Совместно с детьми определить частные задачи, которые будут решаться по ходу проекта. Совместно определить способы и средства решения поставленных задач.
- использование разных форм организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальная);
- включение детей в разные виды деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, чтения, продуктивной);
- участие родителей воспитанников;
- презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми.
Участие в проекте даёт возможность ребёнку делать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить свои знания и личный опыт.
Воспитателю проект даё т возможность решить множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование, применять свои знания и умения в различных ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт.