Наталья Алыкова
Консультация «Как воспитывать у детей интерес к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ
Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии младших школьников. От того, как читает ученик, в большой зависимости находится вся его школьная успеваемость. Чтение – это не только то, чему учат ребенка, но и посредством чего он обучается по каждому из учебных предметов.
Публикация «Консультация „Как воспитывать у детей интерес к чтению“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Чему учат в школе? Зачастую мы слышим этот вопрос от родителей. Но не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Очень часто наши дети отказываются читать дома и дело доходит до слез. Как этого избежать? Этот вопрос волнует родителей и нас, учителей. Именно сейчас, когда дети постигают эту трудную науку – чтение, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, т. к. неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.
Мальчик не любил читать, ленился. А из-за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Что делать? Тогда мама стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. «Обычно договаривались, что закончим свои дела пораньше, и я ему почитаю», - рассказывала мама. Мальчик с нетерпением ждал, когда придет мама. Читали и оба увлекались: что будет дальше? Конечно, следующий вечер ребенок будет ждать с нетерпением. И если уж очень интересная книга, не станет ждать (пускай не в первый же день, а немного спустя, он все же возьмет книгу и дочитает ее сам.
Все дети любят слушать, и не надо развивать у них ненависть к чтению, к книгам. Надо помочь детям перебороть, переступить эту трудную для них ступеньку.
Давно замечено: пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя несколько лет часто становятся участниками диалога: «Ну, как книга?» - «Ничего, нормально», - безразлично отвечает сын или дочь. И родители вдруг замечают, что между ними и детьми появилась стена непонимания.
Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать или отец открываются для ребенка с новой стороны.
Но пока дети маленькие, они только начинают читать. И мы должны помочь им в этом трудном начинании. Бывает и так: ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо». А ребенок? Он втягивает голову в плечи, другой – обижается, вообще отказывается читать, третий – становится равнодушным к чтению.
Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желания читать. Пусть радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Остановимся на способах чтения. Способ чтения – это один из важнейших компонентов навыка чтения, во многом влияющий на становление правильности, темпа и сознательности чтения. Существуют такие способы чтения :
а) побуквенное;
б) отрывистое слоговое;
в) плавное слоговое;
г) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;
Первые два способа нежелательны.
На конец 1 полугодия первоклассники должны овладеть плавным слоговым чтением. Во втором полугодии должны научиться читать плавно слогами в сочетании с чтением целыми словами. Чтение должно быть осознанным, правильным, беглым и выразительным.
Перед нами стоит задача научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 150 слов в минуту) к концу 3 класса.
Как добиться оптимальной скорости чтения?
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает6 то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; лучше упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
Что же зачастую наблюдается? Папа или мама усаживают своего сынишку-первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора, чтобы прочитать эту сказку. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 10-15 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Еще 2000 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т. е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает одну-две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул.
Я рассказала вам только о самых распространенных приемах обучения оптимальной скорости чтения.