Елена Гайдар
Игры, вызывающие интерес к чтению у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу рассказать о формах работы с родителями по теме: «Игры, вызывающие интерес к чтению у дошкольников». Поданной теме я работала в течение года. Свою работу я оформила в виде проекта. Тема моего проекта «В мире звуков и букв».
Цель проекта:
овладение элементами грамоты;
осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
Публикация «Игры, вызывающие интерес к чтению у дошкольников» размещена в разделах
Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Учитель – логопед: проведение занятий с детьми, консультирование родителей
Дети: участвуют в занятиях, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.
Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами
Работа с родителями велась на индивидуальных консультациях, письменно задавались домашние задания, проводились родительские собрания, семинары – практикумы, круглые столы, были изготовлены памятки и буклеты для родителей, были подобраны интересные игры, которые могут провести родители самостоятельно с детьми.
Совместно с родителями и детьми мы изготовили дидактическое пособие «Волшебная тетрадь».
Если ребёнок плохо запоминает буквы, мы рекомендовали следующие игры :
буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы, можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать буквы.
Полезно использовать приём «Дермолексия», когда родитель на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».
Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ – Ц? и т. д.)
На развитие памяти и внимания использовать игру «Какой буквы не стало» перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, родитель предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а родитель убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. В ходе этой игры непосредственно формируется фонематический анализ (т. к. буквы в слове стоят в определённой последовательности).
Игра «Волшебный мешочек» - где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память.
Можно использовать приём, когда ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
Игры, направленные на закрепление графического образа буквы
Сложи фигуру из семи палочек:
• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О;
• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П,Н; Ь, У;
• убери три палочки так, чтобы получились буквы С. Ч;
• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;
• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.
Найди и закрась буквы
На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома. Также учитель-логопед познакомил родителей воспитанников с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.
Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять задания учителя-логопеда.
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
Дети:
овладели первоначальными навыками правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;
повысились коммуникативные, творческие способности детей;
расширились и активизировались словарный запас, связная речь.
Родители:
повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.