Папки-передвижки

Консультация из личного опыта «Игра-драматизация в воспитании дошкольника»

Валентина Родионова
Консультация из личного опыта «Игра-драматизация в воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство детей с играми-драматизациями на­чинается с двух лет, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, бибабо, на­стольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопро­вождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать ка­кие-то движения в такт музыке.

У старших дошкольников игра в сказку при­обретает черты театрального творчества. В ре­зультате целенаправленных занятий, упражне­ний, творческих заданий у детей проявляется творческая активность: инициатива, фантазия, увлеченность.

Публикация «Консультация из личного опыта „Игра-драматизация в воспитании дошкольника“» размещена в разделах

Все дети хотят играть в сказку, но многим мешают страх, неуверенность, неудачи. Опыт работы подсказал мне необходимые методиче­ские приемы, стимулирующие творческое вооб­ражение детей.

Так, наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком я практикую коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят я отмечаю достоинства и находки исполнителя и обращается ко всем: «Кто хочет показать, как движется и рычит медведь, крадется лукавая рыжая лиса, задорно поет храбрый петух?». Гла­за ребят говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скованность, страх. И тогда выручают коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи — ищем мед!» или «Мы — хитрые лисоньки (или квакающие лягушки)». Момен­тально группа наполняется ожившими персона­жами сказки. Пассивных нет — все дети изобра­жают злого волка, смелого петуха, хозяюшку лягушку и т. д. Я сопереживаю вме­сте с детьми, повторяет движения и голоса ге­роев сказки, ищет удачи в игре ребят.

Постепенно неуверенные попытки передать голос, характерные движения своего героя сме­няются умением использовать свои художествен­ные навыки полно и ярко. Игра усложняется, предлагаются контрастные задания: изобрази старого медведя и медвежонка, старую лягушку и лягушонка, злую собаку и беззащитного щен­ка и т. д.

Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоцио­нальней и искренней.

Проявлению творческих способностей детей помогает прослушивание и анализ фонозаписи их игр, рассматривание фотографий. Слушая за­писи своих спектаклей, дети забывают об окружающих, входят в образ, и мы наблюдаем инте­ресные зрелища оживших персонажей сказки. Анализируя фотографии, где дети запечатлены во время игры, я направляю их внимание на удачные мизансценические решения, на выра­жения лиц персонажей, на наличие новых кра­сок в позе, лице, движениях. Дети учатся пра­вильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми реше­ниями.

Творчеству детей способствует контакт воспи­тателя с родителями. Мамы и папы не безучаст­ны к спектаклям детей. Они становятся союзни­ками и помощниками воспитателя в организа­ции художественной деятельности детей, охотно участвуют в создании декораций к детским спек­таклям, изготавливают вместе с ребятами ко­стюмы, помогают им учить текст роли.

Проделанная работа незамедлительно дала свои результаты. Прежде чем предлагать детям сказ­ку для игры, я стремлюсь заинтересовать их, обогатить их знания, впечатления. В группу си­стематически вносился настольный театр или театр Петрушки. Вначале исполнителем всех ро­лей была я. Мой голос, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводил детей в сказку. Обращая их внимание на поэтические образы, я указывала на нравственную сторону поступков героев, выражала свое отношение к тому или иному персонажу. Характер персонажей я выражала голосом, походкой.

Изображая добрую муху-горюху, неповорот­ливого мишку, хитрую лисоньку, я приглашала детей поиграть вместе. Постепенно от простого манипулирования дети переходили к игре. Вначале это были робкие попытки раз­розненно, в одиночку передать образ героя, но сюжет сказки не обыгрывался. Для этого требо­валось объединить детей. Я всячески поощряла попытки играть вместе, сама прини­мала участие в игре. Внимание детей обраща­лось на положительные поступки героев, на тор­жество добра над злом.

Так, заинтересовывая детей, обучая их ос­новным приемам, я достигла цели: дети стали играть группами, игры становились более длительными, увлекательными. Игры-дра­матизации стали любимыми в группе.

Вся предварительная деятельность взрослых и детей заканчивается интересным зрелищем: «Играем в сказку Мы видим моменты возник­новения театра из игры. Герои сказки не просто расхаживают, а начинают жить. Вместе с пер­сонажами, ими созданными, дети негодуют и ра­дуются, борются со злом, утверждают добро. Не­поддельная искренность переживаний, выдумка украшают игру детей, вселяют в них уверен­ность, желание фантазировать.

Так, при инсценировке сказки «Теремок» еж (Сережа) и петух (Игорь) предлагают встре­тить злого волка и лису (Колю и Иру) на по­лянке, за елочками и неожиданно напасть на них и этим уберечь жителей теремка от недоб­рых зверей. Я была свидетелем мгновенного перевоплощения: озабоченные лица, воинствен­ная осанка, крадущиеся движения. Интуитивно в ответ на поступки ежа и петуха рождалась от­ветная реакция жителей теремка. Им передалось желание активно защищаться. Вместо страха и беспомощности появилась решительность. Чем чаще повторялась игра, тем свободнее дети ис­пользовали приобретенный опыт для дальнейших импровизаций и находок.

Порой ребята сами меняют сюжет сказки. Так, недоброму медведю, который хочет разрушить теремок, жители теремка, посоветовавшись од­нажды, с чувством собственного достоинства и уверенности предлагают жить в добре и дружбе. Медведь от неожиданности растерялся и вместо злого рычания нападения радостно заплясал, мотая головой, что-то веселое бормоча себе под нос, а ребята-актеры и ребята-зрители весело захлопали в ладоши.

В игре чаще стали повторяться ситуации, в которых проявлялись моральные качества де­тей. Складывались благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравствен­ных черт характера.

Участие в игре-драматизации приносит чувст­во радости, эстетического наслаждения. Вот добрая хозяюшка лягушка однажды вдруг не впускает зайку (Вадима) в теремок, заявляя: «Ты Свету обижал на прогулке, и сандалии у тебя не застегнуты». Влияние роли на ребенка так велико, что, не выходя из образа, заяц (Ва­дим) мгновенно застегивает сандалии и с не­поддельной искренностью обещает не обижать девочек, только бы его впустили в теремок. Вот так в игре ребята учатся управлять своими чув­ствами.

В работе с детьми 5-го года жизни по форми­рованию глубокого непроизвольного интереса к игре возрастает роль бесед, анализа игры, инди­видуальной работы по привитию художествен­ных навыков. Игры становятся более самостоя­тельными, менялась моя роль. Основны­ми приемами становятся совет, напоминание. Дети сами все чаще изъявляют желание играть в сказку. Играют группками, свободно передают движения героев, не просто ходят, а расхажи­вают, живут вместе с созданными ими персона­жами. Если игра у кого-то не получается, я тактично, доброжелательно помогаю, по­ощряя самую маленькую удачу ребенка. Уме­ние воспитателя создать необходимую обстанов­ку, вовремя подключиться в игру способствует организованности игры.

Игры-драматизации стали бытовать в группе и в праздничные дни. Так, в чей-либо день рож­дения любимая, самая желанная роль отдается имениннику. Дети привыкают быть доброжела­тельными, чуткими к товарищам: «У нас в груп­пе праздник! У Тани день рождения»,—сооб­щил однажды Игорь пришедшим в группу взрос­лим. Я использую эту ситуацию и приглашаю из соседней группы ребят-зрителей. Всегда застенчивая Таня играет в сказке с осо­бой радостью. Ребята радуются успеху девочки и дарят ей приготовленные маленькие подарки. Подобные игры и ситуации в них способствова­ли созданию детского коллектива, возникнове­нию и развитию в нем дружеских отношений, создали атмосферу радости и доброты.

У детей старших групп игра-драматизация стала неотъемлемой частью их жизни. Приобре­тенные знания детей, художественные уавыки я направляю на формирование кол­лективных взаимоотношений в игре, воспитание взаимопомощи, уважения, взаимовыручки. Игры- драматизации в этом возрасте самостоятельны, носят творческий характер. Главным в игре- драматизации становится коллективная устрем­ленная деятельность. Особую значимость приобретает трудовая деятельность. Она эмоционально окрашена, имеет радостную перспективу. Например, организуется мастерская по изготовле­нию шапочек, элементов декорацйй, необходи­мых атрибутов к игре. Ребята сами распределя­ют роли, договариваются, кто играет сегодня, кто — зрители. Усиливаются симпатии детей к товарищам, партнерам по игре, развивается взаимопомощь, ответственность друг за друга.

Большое значение в создании дружного кол­лектива имеют выступления детей старших групп перед малышами. Дети мобилизуют свою изобретательность, у них повышается ответст­венность за каждого выступающего.

Пусть мухой-горюхой будет Таня: она доб­рая, много знает всего и у нее лучше всех полу­чается.

— А петуха пусть играет Олег. Он девочек защищает и петух боевой, как настоящий.

В старших группах более эмоционально про­ходят дни рождения ребят. Они сами отдают любимые роли именинникам, помогают им на­деть костюм, следят за порядком в группе, уста­навливают декорации.

Леночка очень застенчива, держится в сторо­не, ей мешает внутренняя скованность, страх. Перед игрой я говорю ей: «Леночка, ты сегодня раздашь шапочки и поможешь рас­ставить декорации», затем предлагает ей занять место рядом и тихонько подсказывать ребятам, забывшим свой текст. Роль суфлера закрепля­лась за Леной до тех пор, пока однажды она не попросила: «Я тоже хочу играть». Такт, уваже­ние, бережное отношение воспитателя к душев­ному состоянию ребенка помогли девочке побо­роть неуверенность, скованность в себе. Лена начала играть вместе со всеми детьми вначале робко, затем все активнее и смелее.

Положительно влияет игры-драматизации и на детей подвижных, несдержанных. Системати­чески усваивая в игре нормы взаимоотношений, они учатся подчинять свои желания, волю инте­ресам коллектива. Подвижному, самоуверенному ребенку я чаще предлагаю роли спокойных, добрых персонажей. При анализе игры подчеркиваю удачи, направляя его вни­мание на нравственную сторону поступков.

Игра-драматизация помогает детям чувство­вать красоту поступков, учит помогать слабому. На опыте я убедилась, что эти игры при их правильной организации могут быть богатым источником для формирования дружного кол­лектива, где атмосфера радости и доброты по­могает воспитывать необходимые нравственные качества у дошкольников.

Публикации по теме:

Интересные приемы для развития речи дошкольников (из личного опыта) 1. При рассматривании картины, сюжетной или пейзажной, мы с детьми погружаемся в картину, через игру «Что я вижу, что я слышу, что я ощущаю,.

Конспект НОД в старшей группе «Прогулки по Москве». Составление рассказа из личного опыта Цель: формирование речевой компетентности дошкольников. Задачи: упражнять в составлении рассказа из личного опыта, развивать умения отбирать.

Конспект НОД «Рассказывание на тему из личного опыта «Моя семья» Рассказывание на тему из личного опыта «Моя семья» Задачи. Связная речь: учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного.

Конспект занятия  «Рассказ из личного опыта «Моя любимая игрушка» Программное содержание: - учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; - рассказывать связно; - полно и выразительно, четко.

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Консультация для воспитателей "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника"В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской.

Мастер-класс «Обучение детей старшего возраста составлению рассказа из личного опыта» - Уважаемые коллеги, предлагаю вам для дальнейшей работы разделиться на тройки. Каждый член тройки выбирает жетон с изображением, книги,.

Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений»Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений» Обобщение личного опыта "Использование интерактивного оборудования на занятиях по развитию элементарных математических представлений" Математика.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника» Роль семьи в воспитании дошкольника. Семья. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в.

Сообщение из личного опыта работы в проектной деятельности «Защитники земли русской» Сообщение из опыта работы в проектной деятельности «Защитники земли русской» Быть патриотом- значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Статья из личного опыта работы: «Современные формы сотрудничества с семьей». Утверждаю Заведующий МБДОУ №434 Фролова М. В. Статья из личного опыта работы: «Современные формы сотрудничества с семьей». Воспитатель: Медведева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация из личного опыта «Игра-драматизация в воспитании дошкольника»
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 20:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация из личного опыта «Игра-драматизация в воспитании дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Родионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД