Валентина Родионова
Консультация из личного опыта «Игра-драматизация в воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с играми-драматизациями начинается с двух лет, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, бибабо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыке.
У старших дошкольников игра в сказку приобретает черты театрального творчества. В результате целенаправленных занятий, упражнений, творческих заданий у детей проявляется творческая активность: инициатива, фантазия, увлеченность.
Публикация «Консультация из личного опыта „Игра-драматизация в воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Все дети хотят играть в сказку, но многим мешают страх, неуверенность, неудачи. Опыт работы подсказал мне необходимые методические приемы, стимулирующие творческое воображение детей.
Так, наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком я практикую коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят я отмечаю достоинства и находки исполнителя и обращается ко всем: «Кто хочет показать, как движется и рычит медведь, крадется лукавая рыжая лиса, задорно поет храбрый петух?». Глаза ребят говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скованность, страх. И тогда выручают коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи — ищем мед!» или «Мы — хитрые лисоньки (или квакающие лягушки)». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет — все дети изображают злого волка, смелого петуха, хозяюшку лягушку и т. д. Я сопереживаю вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, ищет удачи в игре ребят.
Постепенно неуверенные попытки передать голос, характерные движения своего героя сменяются умением использовать свои художественные навыки полно и ярко. Игра усложняется, предлагаются контрастные задания: изобрази старого медведя и медвежонка, старую лягушку и лягушонка, злую собаку и беззащитного щенка и т. д.
Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней и искренней.
Проявлению творческих способностей детей помогает прослушивание и анализ фонозаписи их игр, рассматривание фотографий. Слушая записи своих спектаклей, дети забывают об окружающих, входят в образ, и мы наблюдаем интересные зрелища оживших персонажей сказки. Анализируя фотографии, где дети запечатлены во время игры, я направляю их внимание на удачные мизансценические решения, на выражения лиц персонажей, на наличие новых красок в позе, лице, движениях. Дети учатся правильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми решениями.
Творчеству детей способствует контакт воспитателя с родителями. Мамы и папы не безучастны к спектаклям детей. Они становятся союзниками и помощниками воспитателя в организации художественной деятельности детей, охотно участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают им учить текст роли.
Проделанная работа незамедлительно дала свои результаты. Прежде чем предлагать детям сказку для игры, я стремлюсь заинтересовать их, обогатить их знания, впечатления. В группу систематически вносился настольный театр или театр Петрушки. Вначале исполнителем всех ролей была я. Мой голос, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводил детей в сказку. Обращая их внимание на поэтические образы, я указывала на нравственную сторону поступков героев, выражала свое отношение к тому или иному персонажу. Характер персонажей я выражала голосом, походкой.
Изображая добрую муху-горюху, неповоротливого мишку, хитрую лисоньку, я приглашала детей поиграть вместе. Постепенно от простого манипулирования дети переходили к игре. Вначале это были робкие попытки разрозненно, в одиночку передать образ героя, но сюжет сказки не обыгрывался. Для этого требовалось объединить детей. Я всячески поощряла попытки играть вместе, сама принимала участие в игре. Внимание детей обращалось на положительные поступки героев, на торжество добра над злом.
Так, заинтересовывая детей, обучая их основным приемам, я достигла цели: дети стали играть группами, игры становились более длительными, увлекательными. Игры-драматизации стали любимыми в группе.
Вся предварительная деятельность взрослых и детей заканчивается интересным зрелищем: «Играем в сказку!» Мы видим моменты возникновения театра из игры. Герои сказки не просто расхаживают, а начинают жить. Вместе с персонажами, ими созданными, дети негодуют и радуются, борются со злом, утверждают добро. Неподдельная искренность переживаний, выдумка украшают игру детей, вселяют в них уверенность, желание фантазировать.
Так, при инсценировке сказки «Теремок» еж (Сережа) и петух (Игорь) предлагают встретить злого волка и лису (Колю и Иру) на полянке, за елочками и неожиданно напасть на них и этим уберечь жителей теремка от недобрых зверей. Я была свидетелем мгновенного перевоплощения: озабоченные лица, воинственная осанка, крадущиеся движения. Интуитивно в ответ на поступки ежа и петуха рождалась ответная реакция жителей теремка. Им передалось желание активно защищаться. Вместо страха и беспомощности появилась решительность. Чем чаще повторялась игра, тем свободнее дети использовали приобретенный опыт для дальнейших импровизаций и находок.
Порой ребята сами меняют сюжет сказки. Так, недоброму медведю, который хочет разрушить теремок, жители теремка, посоветовавшись однажды, с чувством собственного достоинства и уверенности предлагают жить в добре и дружбе. Медведь от неожиданности растерялся и вместо злого рычания нападения радостно заплясал, мотая головой, что-то веселое бормоча себе под нос, а ребята-актеры и ребята-зрители весело захлопали в ладоши.
В игре чаще стали повторяться ситуации, в которых проявлялись моральные качества детей. Складывались благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера.
Участие в игре-драматизации приносит чувство радости, эстетического наслаждения. Вот добрая хозяюшка лягушка однажды вдруг не впускает зайку (Вадима) в теремок, заявляя: «Ты Свету обижал на прогулке, и сандалии у тебя не застегнуты». Влияние роли на ребенка так велико, что, не выходя из образа, заяц (Вадим) мгновенно застегивает сандалии и с неподдельной искренностью обещает не обижать девочек, только бы его впустили в теремок. Вот так в игре ребята учатся управлять своими чувствами.
В работе с детьми 5-го года жизни по формированию глубокого непроизвольного интереса к игре возрастает роль бесед, анализа игры, индивидуальной работы по привитию художественных навыков. Игры становятся более самостоятельными, менялась моя роль. Основными приемами становятся совет, напоминание. Дети сами все чаще изъявляют желание играть в сказку. Играют группками, свободно передают движения героев, не просто ходят, а расхаживают, живут вместе с созданными ими персонажами. Если игра у кого-то не получается, я тактично, доброжелательно помогаю, поощряя самую маленькую удачу ребенка. Умение воспитателя создать необходимую обстановку, вовремя подключиться в игру способствует организованности игры.
Игры-драматизации стали бытовать в группе и в праздничные дни. Так, в чей-либо день рождения любимая, самая желанная роль отдается имениннику. Дети привыкают быть доброжелательными, чуткими к товарищам: «У нас в группе праздник! У Тани день рождения»,—сообщил однажды Игорь пришедшим в группу взрослим. Я использую эту ситуацию и приглашаю из соседней группы ребят-зрителей. Всегда застенчивая Таня играет в сказке с особой радостью. Ребята радуются успеху девочки и дарят ей приготовленные маленькие подарки. Подобные игры и ситуации в них способствовали созданию детского коллектива, возникновению и развитию в нем дружеских отношений, создали атмосферу радости и доброты.
У детей старших групп игра-драматизация стала неотъемлемой частью их жизни. Приобретенные знания детей, художественные уавыки я направляю на формирование коллективных взаимоотношений в игре, воспитание взаимопомощи, уважения, взаимовыручки. Игры- драматизации в этом возрасте самостоятельны, носят творческий характер. Главным в игре- драматизации становится коллективная устремленная деятельность. Особую значимость приобретает трудовая деятельность. Она эмоционально окрашена, имеет радостную перспективу. Например, организуется мастерская по изготовлению шапочек, элементов декорацйй, необходимых атрибутов к игре. Ребята сами распределяют роли, договариваются, кто играет сегодня, кто — зрители. Усиливаются симпатии детей к товарищам, партнерам по игре, развивается взаимопомощь, ответственность друг за друга.
Большое значение в создании дружного коллектива имеют выступления детей старших групп перед малышами. Дети мобилизуют свою изобретательность, у них повышается ответственность за каждого выступающего.
— Пусть мухой-горюхой будет Таня: она добрая, много знает всего и у нее лучше всех получается.
— А петуха пусть играет Олег. Он девочек защищает и петух боевой, как настоящий.
В старших группах более эмоционально проходят дни рождения ребят. Они сами отдают любимые роли именинникам, помогают им надеть костюм, следят за порядком в группе, устанавливают декорации.
Леночка очень застенчива, держится в стороне, ей мешает внутренняя скованность, страх. Перед игрой я говорю ей: «Леночка, ты сегодня раздашь шапочки и поможешь расставить декорации», затем предлагает ей занять место рядом и тихонько подсказывать ребятам, забывшим свой текст. Роль суфлера закреплялась за Леной до тех пор, пока однажды она не попросила: «Я тоже хочу играть». Такт, уважение, бережное отношение воспитателя к душевному состоянию ребенка помогли девочке побороть неуверенность, скованность в себе. Лена начала играть вместе со всеми детьми вначале робко, затем все активнее и смелее.
Положительно влияет игры-драматизации и на детей подвижных, несдержанных. Систематически усваивая в игре нормы взаимоотношений, они учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива. Подвижному, самоуверенному ребенку я чаще предлагаю роли спокойных, добрых персонажей. При анализе игры подчеркиваю удачи, направляя его внимание на нравственную сторону поступков.
Игра-драматизация помогает детям чувствовать красоту поступков, учит помогать слабому. На опыте я убедилась, что эти игры при их правильной организации могут быть богатым источником для формирования дружного коллектива, где атмосфера радости и доброты помогает воспитывать необходимые нравственные качества у дошкольников.