Медведева Елена
Статья из личного опыта работы: «Современные формы сотрудничества с семьей».
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю
Заведующий МБДОУ №434
Фролова М. В.
Статья из личного опыта работы : «Современные формы сотрудничества с семьей». Воспитатель: Медведева Е. В.
Уважаемые коллеги!
Данная работа посвящена проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Не для кого ни секрет, что именно детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени. И, говоря о детях, невозможно не говорить о родителях. Ведь чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью – отца, мать, братьев, сестер, бабушек и дедушек. Вспомним слова В. А. Сухомлинского (из книги «Сердце отдаю детям») : «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей». Слова, сказанные великим педагогом много десятилетий назад, не потеряли свою актуальность и сегодня. Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе. За результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9). Мы, воспитатели, заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, совместно с семьей стремимся сделать счастливым детство каждого ребенка. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения, подчеркивая ценность семьи как уникального института воспитания, считает необходимостью развитие ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Мы уверены, что положительные результаты в воспитании детей будут достигнуты при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Публикация «Статья из личного опыта работы: „Современные формы сотрудничества с семьей“,» размещена в разделах
Наши педагоги, часто испытывая трудности во взаимодействии с родителями, не раз задавали себе вопрос: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать так, чтобы от этого процесса удовольствие получали и дети, и родители, и педагоги? Главная цель моей работы над данной проблемой – совместный подход к воспитанию; приобщение матерей и отцов к образовательному процессу ДОУ. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи, как:
- создание условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников;
- налаживание тесного контакта с семьей;
- оказание педагогической помощи родителям в плане единых подходов воспитания; - открытость, социальное партнерство;
- внедрение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями на основе гуманно-личностного подхода, повышающих заинтересованность родителей.
За основу развития тесного взаимодействия мною взяты следующие принципы: 1. Доброжелательность. Позитивный настрой – главный фундамент моей работы. Общаясь с детьми, их матерями и отцами, никогда не применяю требовательный тон. Понимаю, что именно я несу ответственность за хорошее отношение родителей к коллективу детского сада, и к детскому саду в целом.
2. Сотрудничество. Анкетирование родителей моих воспитанников показало, что большинство из них хорошо осведомлены в вопросах воспитания, имеют понятия о многих педагогических терминах. Я решила, что обычные наставления и пропаганда педагогических знаний результатов не принесут. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций.
3. Индивидуальный подход. Он необходим не только в работе с детьми. Опыт работы подсказывает, что для тесного сотрудничества с родителями воспитатель должен учитывать все: обстановку в семье; характер взаимоотношений супругов; настроение; а порою и радость, и огорчения, и тревогу… Я всегда стараюсь владеть ситуацией и «чувствовать» родителей своих воспитанников.
Свою работу по развитию ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников я разделила на несколько направлений.
1направление – установление «содружества».
Под этим термином я подразумеваю налаживание отношений, основанных на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой моего взаимодействия с семьёй.
С этой целью использовала современные формы работы с родителями :
- анкетирование («Взаимодействие ДОУ и семьи», «Сотрудничество»);
- «Родительская почта» (почтовый ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю и специалистам, заведующей или методисту);
- презентация группы «Мы вам рады». Родители могут посетить открытый показ НОД, режимных моментов, прогулки. Эта форма работы позволяет им ближе познакомиться с жизнью группы, режимом дня, педагогами и детьми, разными видами деятельности и получить полезную информацию о содержании работы с детьми.
В результате проведенной работы установились дружеские партнерские отношения с родителями. Это помогло мне получить реальную картину специфики каждой семьи, выяснить образовательные потребности родителей; выработать тактику общения с каждым родителем. Для себя выделила качественные показатели: инициативность, ответственность и интерес родителей к вопросам воспитания и развития детей.
2 направление – создание атмосферы добра, уюта и тепла.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Но помимо этого каждый родитель хочет, чтобы ребенок воспитывался и развивался в атмосфере добра, уюта и тепла. И именно такую атмосферу мы стараемся создать в своей группе. И не только для детей, но и для их родителей. Для этого организуем: - встречу со специалистами «Познакомимся и будем дружить». Совместная работа специалистов, воспитателей и родителей обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. Например, после встречи с психологом родители приняли активное участие в создании центра для ребят «Мое настроение»;
- родительские собрания в виде посиделок. Они построены на диалоге и поэтому процент их посещения высок. А созданная в группе атмосфера помогает родителям откровенно делиться своими проблемами; с интересом относиться к проблемам других семей; принимать советы и рекомендации воспитателя и специалистов.
3 направление – участие родителей в жизни группы.
Это направление потребовало самой серьезной и тщательной работы. Но именно в этой работе наиболее полно раскрылись все возможности сотрудничества. Во-первых, подготовка к проведению мероприятий сблизила меня с родителями, а родителей с детьми. Во-вторых, эта работа подружила семьи и создала в группе атмосферу доброжелательности для других общих дел. Было много радости, восторгов и удивления, когда в группе прошли мастер-классы, акции, субботники.
В виде мастер-класса мы провели «День защитника Отечества». Наши малыши имеют представление о празднике, о защитниках. Они гордятся своими отцами и с удовольствием читают для них стихи. Папы с нетерпением ждали, что малыши преподнесут им заранее приготовленные подарки. Но каково же было их удивление, когда они узнали, что подарки будут делать своими руками, вместе со своим ребенком. После проведенного мастер-класса по изготовлению самолетов разных видов, были проведены состязания по дальности полета, точности приземления. Было видно, что папы увлечены не меньше детей.
В «День матери» наши дорогие гости вместе с детьми учились плести куклы – обереги из ниток. Эта трудная, кропотливая работа принесла множество эмоций и детям и мамам.
Мастер-класс художницы из города Семенова по росписи деревянных свистулек помог не только раскрыть возможности для сотрудничества, проявления творчества, но и дал родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
С большой ответственностью и желанием родители нашей группы относятся к проведению акций. Например, в акции «Поможем птицам зимой» из 23 семей приняло участие16.
А акции «Подари книге вторую жизнь» принесла непредвиденный результат: родители с детьми не только отремонтировали все книги в группе, но и принесли для чтения новые книги.
Субботники издавна считались делом принудительным. Мы доказали обратное. В нашей группе – это дело добровольное и похвальное. Энтузиазма у родителей хоть отбавляй. Ну кто кроме них отремонтирует оборудование для своих малышей?
Взаимодействие с родителями пронизывает всю воспитательно-образовательную работу в нашей группе. Каждая встреча нацелена на решение поставленных нами задач: у родителей повышается интерес к детям и жизни группы; повышается психолого-педагогическая компетентность в вопросах детско-родительских отношений. Каждая встреча решает задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяет правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Хочется отметить, что в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. У ребят сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Проводимые с семьями мероприятия развивают у наших малышей уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки. Несомненно, наша работа помогла достигнуть оптимального уровня взаимодействия. Мы ищем новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Желаем и вам успехов!
Литература
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М. : ООО Астрель, 2006.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход // Приложение к журналу «Управление ДОУ». - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
3. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям – К. : Радяньска школа, 1981. – 382с.