Папки-передвижки

Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений» (4 фото)

марина покаляева
Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение личного опыта "Использование интерактивного оборудования на занятиях по развитию элементарных математических представлений"

Математика – удивительная наука. Она не только помогает человеку считать, измерять, проектировать, она учит его рассуждать, анализировать, грамотно выражать свои мысли.

Публикация «Обобщение личного опыта „Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений“» размещена в разделах

В логопедических группах воспитатель работает сообща с логопедом, в коррекционных - вместе с дефектологом. И это взаимодействие, не заканчивается речевыми занятиями. Дефектологи сами проводят математику. Логопед активно принимает участие во всей работе группы. Проводит вместе с нами развлечения, экскурсии, игры, наблюдения. Даже на занятиях по математике продолжается это сотрудничество. Бывает, что логопед присутствует на математических занятиях, наблюдает за речью, выбранных им детей. Иногда мы сами обращаемся к нему за помощью при составлении задач для занятия. И, конечно же, он всегда дает нам индивидуальные рекомендации по каждому конкретному ребенку.

Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений»

Кажется, что математика это сухая, точная наука, в которой все должно быть изложено кратко, четко. Но это все применимо к нам, взрослым людям, которые уже научились рассуждать, анализировать про себя, в уме.

Детей же, прежде всего мы должны научить грамотно, правильно, красиво выражать свои мысли, рассуждения, выстраивать порядок действий. Сначала вслух, все проговаривая, постепенно переводя все это на мыслительный уровень.

Посмотрите на эти задачи:

1. Учить детей правильно использовать в речи предлоги,

2. Учить согласовывать числительные с существительными;

3. Подбирать обобщающие слова;

4. Учить составлять сложные предложения, используя союзы;

5. Подбирать слова антонимы;

6. Составлять небольшой связный рассказ.

На первый взгляд, кажется, что эти задачи решает с детьми логопед. Но все эти же задачи решаем мы воспитатели, а именно на занятиях по математике (связный рассказ – составление задач)

Фото «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений»

Знакомство с миром математики начинается еще в раннем детстве. И нам взрослым надо постараться, чтобы это произошло легко, интересно, непринужденно.

В современном мире для этого есть много возможностей: книги, математические прописи, дидактические, и конечно же, компьютерные игры. И чтобы облегчить в какой-то мере наш труд, чтобы еще больше заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься придумали это замечательное оборудование. Конечно, оно есть не у всех. Надо учиться не тому, что есть, а тому, что будет.

Как же, можно использовать интерактивную доску?

С интерактивной доской мы работаем следующим образом:

1. Экран для демонстрации презентаций и электронных дисков, и работа на доске непосредственно с ними.

2. Традиционно, по принципу «пишем-стираем»;

3. Создание собственных интерактивных презентаций, упражнений с помощью базового программного обеспечения доски, стандартных программ: Excel, Word, Power Point и возможностей Интернета и их проигрывание.

4. Методическая копилка, для созданных и сохраненных файлов по различным темам математики.

Обобщение личного опыта - фото

Первое, что мы широко применяем – это презентации и компьютерные игры, взятые из Интернета или приобретенные на дисках.

В отличие от обычных средств обучения, медиатехнологии помогают не только нам педагогам, но еще значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития детей, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, организованных знаний, но и, что очень актуально - учат ребенка самостоятельно приобретать новые знания! (школа будущего – учителя не будут служить источниками информации, они лишь будут давать ребенку тему для размышления, а он должен сам добывать знания из разных источников)

Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и его развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно – действенным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Значение презентаций – развитие интереса к обучению. Всем известно, чтобы ребенок чем-то занимался ему это должно быть интересно.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

• Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

• Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

• Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

• Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля

Как же мы работаем с презентациями?

Мы находим в Интернете уже готовые, по нужной нам теме. Просматриваем их, иногда изменяем и применяем на занятиях. Мы ни в коем случае не присваиваем себе авторство, просто используем их. Есть такое мнение, что детей не надо в дошкольном учреждении учить писать цифры, для этого есть школа.

Но при изучении таких тем, как состав числа (упражнение засели домики, при знакомстве с математическими знаками, при записи условий и решений задач, да даже при выполнении элементарного упражнения «Обозначь количество цифрой» мы сталкиваемся с тем, что дети должны уметь записывать числа. И чтобы не было в дальнейшем в школе проблем (ребенок не правильно пишет цифры) мы должны познакомить детей с правильным алгоритмом их написания и постараться, чтобы он дошел до автоматизма, это во многом облегчит обучение детей в школе. Детям мы говорим, не пишем, а рисуем цифры.

Для этого существует замечательная презентация, она так и называется «Учимся писать цифры». Как уже говорили ранее работа, с интерактивной доской должна длиться 7-10 минут. Н. Проходит занятие знакомство с цифрой 1. Все про цифру рассказали, узнали чего у нас всегда по одному (солнце, пленета Земля, нос и т. д., посчитали чего же в нашем окружении по-одному, можно слепить цифру, выложить из палочек. И пробуем рисовать цифру 1. Доски, как в школе, где рисуют мелом, например у нас нет. Рисовали на альбомном листе, ватмане, на прогулке мелом. Неудобно, не всем хорошо видно. У доски большой экран, педагог не стоит около нее, все хорошо видно. Так же начинаем с рисования в воздухе. Только здесь видно куда мы ставим пальчик – на кончик карандаша. И двигаемся за ним. Так как в презентации легко вернуться назад, мы сможем несколько раз проделать это упражнение. Хорошо видно, как должна располагаться цифра в клетке. Разглядели, откуда начинаем рисовать, где заканчиваем, а самое главное наш пальчик нигде не останавливается, не отрывается от листа бумаги. Т. е. мы добиваемся плавности, слитности письма. Теперь можно переходить к рисованию в тетради (крупная клетка)

Так же большую помощь оказывают презентации, где дети учатся решать задачи. Что мы обычно используем для объяснения условия задачи? Используем наборное полотно, и конечно самые элементарные картинки : яблоки, шары, кубики. В презентации же все красочно, разнообразно и даже с движениями. Конечно, используем сразу не все задачи, что есть в презентации. Берем две – три, укладываемся по времени, у детей смена деятельности, что способствует лучшей концентрации внимания, глазки отдыхают, смотрят вдаль, дети заинтересованы.

Фото №1 Обобщение личного опыта Использование интерактивного оборудования на занятиях по развитию элементарных

В своей практике мы широко используем игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий. В компьютерных играх учитываются физиологические и психологические особенности детей того возраста, на кокой рассчитаны эти игры.

1. Все мы знаем, что ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Обучающие же игровые программы позволяют ребенку развивать свойства внимания (концентрацию, устойчивость, переключаемость) в игровой форме, что позволяет ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности.

2. Все вы слышали такое выражение: «Повторение мать учения». Ничего лучше не укрепляет нашу память, как повторение одного и того же материала несколько раз. Дети же, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память (образную, эмоциональную, зрительную, слуховую, логическую). В процессе игры у них начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

3. Компьютерные математические программы и дидактические задания, для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В таких играх широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видит печальное лицо, если задача решена неправильно. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

Что же можно развить, сформировать с помощью компьютерных игр в области развития математических представлений?

• Применение мультимедийных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) формирует у детей прежде всего зрительно-пространственную ориентацию. Они учатся распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, ориентироваться на плоскости, выполнять простые логические задачи.

Использование таких игр способствует формированию навыков счета, знакомству с порядковыми числительными, с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание», глубже постигаются понятия числа и множества.

• Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

• С помощью интерактивной доски можно познакомить детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине, закрепить отношения «больше», «меньше», «равно», учить находить отличительные признаки фигур. Так же можно потренироваться в рисовании цифр и геометрических фигур, в штриховке предметов.

• Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.

• Компьютерные математические игры способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

Одно из преимуществ электронных математических игр состоит в том, что их можно включать в любой части занятия, при объяснении нового, при повторении и закреплении материала.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным участником образовательной деятельности.

Как я говорила ранее, прежде чем представить игру или игровые упражнения детям, мы их проигрываем сами. В магазинах продается огромное множество игр. Все коробочки красочно оформлены, про сами игры написано много хорошего, но. Самое главное но, мы не знаем, что там внутри. На собственном опыте сталкивалась, с тем, что покупала игру ребенку, а ни удовольствия, ни интереса эта игра у него не вызывала.

Как мы поступили?

В, начале учебного года, на родительском собрание, одним из рассматриваемых вопросов был: «Ребенок и компьютерные игры». Мы попросили родителей принести диски с развивающими играми. Логопед отобрал по своей теме, мы по математике, по ознакомлению с окружающим.

Просмотрели много игр, в частности по развитию у дошкольников математических представлений, и остановились на нескольких. Я хочу рассказать вам об одной из таких игр – «Школа Смешариков». Мы ее приобрели в педагогический кабинет и в любое время можем ей воспользоваться.

Игра выполнена красочно, ярко, все написано крупно, понятно, печатными буквами. Дети, которые уже научились читать, смогут легко прочитать задания.

Перед каждым заданием идет словесное объяснение с показом выполнения.

Каждое задание имеет несколько уровней сложности.

На каждом последующем уровне идет закрепление предыдущего материала.

Есть оценка, как положительного, так и неправильного выполнения задания. Ребенок ее не только видит, но и слышит (хорошо, молодец, подумай, так ли, а ты уверен) Нет отрицательной оценки.

Перед каждым уровнем есть небольшой мультфильм, с помощью которого можно легко войти в игру на любом уровне. Но при желании, его можно пропустить.

Все мы знаем, и об этом надо помнить всегда, что развитие каждого ребенка индивидуально. Кто-то научиться раньше, считать, кто-то распознавать фигуры. Поэтому эта игра будет интересна детям от3 до 7 лет. Кто-то узнает много нового, а кто-то закрепит свои знания.

2. Второе, как мы используем интерактивную доску – это как обыкновенную доску, где можно потренироваться в рисовании цифр, геометрических фигур, в штриховке. Вместо мела мы используем палец или специальный карандаш. Чем хороша эта программа? Здесь можно потренироваться без особых затрат в рисовании, штриховке, закрашивании. И если ребенок, что-то сделал не так, он просто удаляет ошибку и снова у него чистый, аккуратный лист. В тетради же он начинает, тереть, зачеркивать, просить стереть. Некоторые дети очень переживают по этому поводу. Конечно, это не заменяет работу в тетради, ребенок должен научиться работать там аккуратно. На доске мы тренируемся в основном с теми детками, у кого встречаются затруднения. Планируем эту работу в свободное время, подгруппой детей. А если поставить на доске лист в клеточку, то можно делать такое упражнение, как графический диктант. Очень удобно и интересно, когда подгруппа детей работает в команде. Один ребенок начинает, другой продолжает и т. д. Дети воочию видят результат своей работы, не всегда правильный. Они могу обсудить, кто неправильно «шагнул», в какую сторону нужно было двигаться. Можно взять разные цвета, тогда сразу будет видно, кто, на каком этапе сделал ошибку.

3. Компьютерные игры интересны не только детям, но и нам педагогам. Проигрывая, их мы сами узнаем новое, интересное преподнесение материала, используем это в своей работе. Все мы прошли компьютерные курсы, и с сами создаем небольшие дидактические игры и упражнения. Это третье направление работы – создание собственных интерактивных презентаций, упражнений с помощью компьютерных программ.

И последнее – это создание методической копилки, для созданных и сохраненных файлов по различным темам математики. В частности: «Счет», «Знакомство с цифрами», «Решаем задачи», «Знакомство с часами», «Геометрические фигуры» и др. Такие копилки есть и по другим разделам программы.

В заключении хочется добавить, что основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно «оживить», расширить, закрепить полученный детьми опыт.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников Подготовила: Антонец Е. В. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлински Введение Детский сад.

Использование ИКТ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. технология развивающего обучения, здоровьесберегающие образовательные.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Число и цифра 5» в старшей группе Цель: Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах пяти, знание цифр в пределах пяти. Задачи: Развивающие: 1. Закреплять умения.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Поможет Буратино» в подготовительной группе КОНСПЕКТ Непрерывно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений на тему: «Поможет Буратино» в подготовительной.

Конспект открытого занятия по Развитию Элементарных Математических Представлений «В гости к цифре 7» Конспект открытого занятия по РЭМП В гости к цифре 7 Воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности Васильева И В Программное.

Консультация для педагогов «Использование игровых методов и приёмов в формировании элементарных математических представлений» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 252 «Росточек» Монахова Софья Ивановна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ.

Консультация для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей» Консультация для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

НОД по развитию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим «Путешествие со Снеговиком» Цели: Коррекционно-образовательные: закреплять счет до 4, продолжать учить выкладывать нужное количество предметов на полосе по словесной.

ОД по развитию речи, познавательному развитию, по формированию элементарных математических представлений ОД по развитию речиТема: Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка». Цель: Создание социальной.

Перспективное планирование по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» Количество часов в неделю: 1 Количество часов за учебный год: 36 № п/п Тема, кол. часов, дата Цели деятельности Планируемые результаты –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 21:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений»» (включая файлы) размещена пользователем марина покаляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД