Ирина Еннер
Мастер-класс «Обучение детей старшего возраста составлению рассказа из личного опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам для дальнейшей работы разделиться на тройки. Каждый член тройки выбирает жетон с изображением, книги, кисти или смайлика.
- Те, кто выбрал кисть - будет выполнять функцию художника, т. е. рисовать. Те, кто выбрал книгу, будет, наборщиком текста, или печатником. Те, кто выбрал смайлик, будут выступать в роли детей. Дети будут составлять рассказ, наборщик текста его записывать, а художники иллюстрировать содержание рассказа. Не забывайте, работаем тройками.
Публикация «Мастер-класс „Обучение детей старшего возраста составлению рассказа из личного опыта“» размещена в разделах
В каждой тройке свой автор, свой художник и свой печатник.
И так, приступим.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я получила в подарок книгу. Смотрите, какая красивая. О чем она интересно? Как вы думаете? (дети рассматривают обложку книги. (о Дедушке Морозе, о зиме, о Н. годе).
- А как вы догадались, что книга именно об этом? (на ней нарисована Зима, елка, Д. Мороз).
- Так приятно получать подарки. А вы любите получать подарки? А от кого вы чаще получаете подарки. (родители, бабушки, дед Мороз). Конечно, подарки дарят обычно те, кто нас любит. А сами вы любите дарить подарки? Кому вы дарили подарки? А как вы думаете Дед. Мороз всем дарит подарки, а ему кто-нибудь дарит подарки? Кто из вас дарил подарок Д. Морозу? Выходит не справедливо. Мы от Дедушки Мороза подарки получаем, а он от нас нет. Мы летом купаемся, загораем, на велосипедах катаемся. А он наверно сидит в своем тереме и скучает. Думает наверно, что мы о нем забыли. А давайте, когда Д. Мороз придет к нам на праздник, мы ему подарим книгу, которую сами сделаем. Когда Д. Мороз заскучает, он откроет книгу, почитает, вспомнит о нас и порадуется. Согласны? А вы умеете делать книги? Давайте рассмотрим мой подарок. Что есть у книги? (обложка, страницы, название). Кто пишет текст книги? (автор) А кто рисует картинки (иллюстрации? (художник).
- Есть книги, где напечатаны произведения только одного автора. Вот посмотрите. И все иллюстрации нарисованы одним художником (читает фамилию). А есть книги, где собраны произведения разных авторов. И художники могут быть разные, а может быть и один.
- Я предлагаю вам написать в нашей книге рассказы, из которых Д. Мороз узнает, что мы очень любим зиму, весело проводим время зимой и ждем его в гости. Книгу мы так и назовем «Мой зимний выходной». Согласны?
- Хорошо. Давайте вспомним, что должно быть в рассказе? (название, автор).
Каждый рассказ состоит из экспозиции, завязки, сюжета и развязки. Экспозиция - это когда в начале называется герой, или герои рассказа. Наш рассказ будет из личного опыта, то есть, о том, что случилось с нами. Значит, кто будет героем рассказа? (автор с друзьями или семьей).
- Затем идет завязка – здесь нужно сказать где и когда происходят события. Дальше мы рассказываем сюжет или содержание рассказа, то что с нами случилось, что мы делали. Потом идет развязка. Или конец рассказа.
- Начнем? Я включу диктофон, чтобы запомнить ваши рассказы. А пока вы будете спать, запишу их на бумагу. Кто первый попробует?
Один из участников составляет рассказ. Второй его записывает, третий зарисовывает.
- Как ты назовешь свой рассказ. Подумай, что в нем было самое главное, о чем он?
- Ребята, а я знаю одну интересную игру, в которую мы с моими детьми всегда играли, когда они были маленькими. С этой игрой очень весело греться на морозе. Хотите научу? Выходите на свободное пространство, чтобы было удобно.
П/ игра «У кого есть такой цвет» ( варианты: «Кому уже 5, 6 и т д. лет», «Кто родился в январе»)
- Согрелись? А я, ребята тоже хочу записать свой рассказ для Д. мороза. Можно?
Рассказ в-ля.
Анализ:
-Получился у меня рассказ?
- Какая экспозиция в моем рассказе? Где в нем завязка? Какой сюжет? О чем содержание рассказа? Развязка (конец). Как можно назвать мой рассказ?
Ну, вот все рассказы записаны на диктофон. Сейчас нам с вами нужно идти в музыкальный зал, готовить новые сюрпризы для Д. Мороза – песни и хороводы. Затем мы пойдем гулять. А после сна с Надеждой Викторовной вы нарисуете то, о чем рассказывали сейчас и сделаете книгу.
- А с вами, уважаемые коллеги мы сделаем сюрприз для Деда Мороза прямо сейчас. Не забудьте подписать на своих страничках имя автора и художника. При помощи дырокола проделайте отверстия. У меня уже готова обложка для нашей книги. Вас (обращаюсь к одному из слушателей) я попрошу собрать все странички и пронумеровать их.
А мы пока еще немного поиграем.
У каждого из нас есть своя методическая копилка, куда мы складываем различные идеи, находки, нужную информацию.
Я хочу попросить вас помочь мне наполнить нашу копилочку своими идеями.
Материалы:
- Бейджики
- Цветные карандаши
- фломастеры
- ручки
- листы А4
- указка
- памятки (распечатать)
- жетоны (распечатать)
- доска
- наглядность (снеговик)
- книги о Н. годе и Барто или Чуковский
- обложка для будущей книги
- дырокол
- ленточка
- готовая страничка моего рассказа с рисунком
- книга- образец детских рассказов