Ольга Губанова
Консультация «Использование степ-аэробики с целью повышения двигательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Использование степ-аэробики с целью повышения двигательной активности дошкольников»
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит». В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Публикация «Консультация „Использование степ-аэробики с целью повышения двигательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
В связи с повышением интереса детей к физкультурным занятиям с музыкальным сопровождением и тем обстоятельством, что с каждым годом все больше детей имеют проблемы со здоровьем, мы ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения занятия степ-аэробикой. Занятия аэробикой способны эффективно удовлетворить эту потребность в доступной и интересной для детей форме.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 минут. Именно для цикличных упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Занятия аэробикой органично соединяют в себе танцевальные и игровые упражнения, которые дети могут выполнять без видимых затруднений. Это позволяет не только подготовить детей к здоровому образу жизни, но и развивает их творческое воображение. Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, такие занятия повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений, а также доставляют детям большое удовольствие. Одной из разновидностей аэробики является степ-аэробика.
Степ – аэробика постепенно завоёвывает своё место в физической культуре. Этому способствует положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей двигательных качеств и благоприятном воздействии на их организм (на опорно–двигательный аппарат, сердечно–сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.
Степ–аэробика – это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ–платформы с регулируемой высотой. В партерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься дети с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.
Основным содержанием занятий являются базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Очень эффективно и разнообразно использование степ–платформ в силовой тренировке.
Оборудование для степ–аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см.
Структура занятия и музыкальное сопровождение.
Занятие аэробики имеет три чётко выраженные части (каждая состоит из подчастей).
Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.
Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.
Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.
Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.
На занятиях физической культуры степ– платформу можно применять:
• В вводной части: ходьба по и между степами (для формирования правильной осанки);
• При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
• В основных видах движений: ходьба, прыжки, бег;
• В подвижных играх.
Занятия степ - аэробикой доставляют детям большую радость и желание заниматься физическими упражнениями. Эти занятия обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение. Большое значение имеет подбор музыки к каждому упражнению. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. При подборе музыкального сопровождения необходимо руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма, темпа и продолжительности.
Техника степ - аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.
Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:
1. Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
2. Избегать перенапряжения в коленных суставах;
3. Избегать излишнего прогиба спины;
4. Не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;
5. При подъёме или опускании со степ-платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
6. Стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
7. Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.
Необходимо соблюдать правила работы на степ-платформах, которые обеспечивают безопасное поведение и исключают получение травмы на занятий. Правила степ–аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей. Эти правила касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки.
Основные правила техники выполнения степ - тренировки:
1. Выполнять шаги в центр степ - платформы;
2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
3. Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы;
4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
5. Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;
6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.
Степ – аэробика в детском саду проводится в различных вариантах:
- в форме отдельного дополнительного занятия, не исключая программные;
- как часть занятия;
- в форме утренней гимнастики, что способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
- в форме показательных выступлений детей на музыкальных и спортивных праздниках.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений (ЧСС) не должна превышать допустимых норм для детей данного возраста.
С детьми 5-7 лет степ-аэробику можно применять без подводящих упражнений. На наш взгляд, степ-аэробику стоит включать в разные части занятий. Проводить всё занятие используя степ- аэробику не рационально в связи с тем, что дети быстро утомляются от однообразных движений, вследствие чего снижается интерес к занятию. Чтобы сохранить плотность занятия целесообразней применять степ-аэробику в любой части занятия, но не более 5-10 минут. Расстановка степ-платформ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста может быть любой: уступами, в шахматном порядке, по кругу, квадратом и т. д., степ-платформы могут стоять вплотную или с промежутками.
Дети младшего дошкольного возраста положительно воспринимают занятия по степ – аэробике. Подводящие упражнения для проведения степ-аэробики с детьми возраста 3-4 лет это разучивание простейших шагов и комбинаций, используемых в степ-аэробике на ограниченном пространстве (разметка на полу); так же стоит выделить цветом то место, где должна располагаться стопа; если упражнения включают в себя попеременно шаги то с правой, то с левой ноги, надо отметить цветом, где должна размещаться правая, а где левая нога (например, для правой ноги - синий цвет, для левой ноги - красный цвет).
Таким образом, подобные нетрадиционные занятия по степ-аэробике увлекают детей своим сюжетом, где они проявляют свою фантазию, с удовольствием приходя в зал, раскрепощаются, позитивно взаимодействуют друг с другом. У них формируется интерес, потребность и осознанное отношение к упражнениям на степ-платформах.
Список используемой литературы:
1. Белова Т. А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
2. Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6
3. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5
4. Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.
5. Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. - № 2. – С. 33
6. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М., 2006
7. Стрельникова Н. В. «Степ – Данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 6.