Галина Чекряк
Консультация «Использование народного орнамента в образовательной деятельности «Художественное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. В силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Активное использование народного искусства для развития детского творчества играет особую роль в эстетическом воспитании детей. В процессе знакомства с народным орнаментом дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров. Важное воспитательное значение народного искусства имеют изделия народных мастеров. Они близки и понятны детям. Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, приёмов, сюжетов, коллективный характер творчества, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Использование народного орнамента в образовательной деятельности „Художественное творчество“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В настоящее время народное искусство широко используется в художественном воспитании детей. Художественно - творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, потому, что мероприятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это значит, что, развивая интерес к изобразительной деятельности по знакомству с народным орнаментом, следует придерживаться личностно - ориентированного подхода к каждому ребёнку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. И помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность.
Из многочисленных образцов народного искусства, при работе с детьми в художественной деятельности, отобрала элементы растительного и геометрического орнамента.
Геометрический орнамент : предусматривает овладение детьми умением изображать и вырезать такие геометрические фигуры, как узкие, так и более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги, включая их в содержание узоров. В старшей группе дети закрепляют полученные знания и умения, создавая более сложные геометрические народные орнаменты и их узорные композиции на силуэтах предметов народного быта. Узоры из геометрических фигур вписываются в силуэты предметов народного быта : платков, фартуков, головных уборов, русской печки и мн. др. При этом показываются пути создания нескольких цветовых сочетаний и построений.
Растительные узоры в орнаменте : служат средством художественного убранства таких предметов как подносы, вазы, обувь, дорожки. В орнаментации с использованием растительных форм большое значение имеет симметричное изображение узора.
Художественная деятельность по мотивам народного орнамента, при воспроизведении детьми дошкольного возраста, положительно воздействует на развитие художественных способностей детей, воспитывает интерес у детей к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в аппликации, по-своему отображать уровень приобретённых знаний, умений, навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии.
Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественной деятельности на материале народного орнамента предполагает поэтапную организацию разных форм деятельности воспитателя и детей :
- изучение теоретических вопросов и ознакомление с народными аппликативными образцами;
- отбор материала по орнаментальному искусству;
- овладение воспитателем практическими умениями в создании работ, подготовка наглядных пособий для образовательной деятельности;
- выбор путей применения полученных знаний, умений и навыков по художественному творчеству в других видах и формах деятельности.
Начинать работу следует с изучения ознакомления с особенностями украшения народных изделий, формой и материалами, из которых они изготовлены. Важно выделить очертания орнаментов, их взаимосвязь с природными условиями и традициями, композиционным строем и колоритом, а также обратить внимание, как народные мастера используют приёмы варьирования элементов украшения. Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра различных сюжетов (слайдов, картинок). В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни русского народа, об особенностях природы, воспевающие мужество, любовь к Родине. Всё это способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемого в традиционном оформлении различных предметов русского быта, одежды, обуви, головных уборов.
При планировании работы с детьми, по ознакомлению с русским народным орнаментом через аппликацию, необходимо учитывать программные требования и уровень подготовленности детей.