Папки-передвижки

Консультация «Использование народного орнамента в образовательной деятельности «Художественное творчество»

Галина Чекряк
Консультация «Использование народного орнамента в образовательной деятельности «Художественное творчество»

Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. В силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Активное использование народного искусства для развития детского творчества играет особую роль в эстетическом воспитании детей. В процессе знакомства с народным орнаментом дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров. Важное воспитательное значение народного искусства имеют изделия народных мастеров. Они близки и понятны детям. Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, приёмов, сюжетов, коллективный характер творчества, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация „Использование народного орнамента в образовательной деятельности „Художественное творчество“» размещена в разделах

В настоящее время народное искусство широко используется в художественном воспитании детей. Художественно - творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, потому, что мероприятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это значит, что, развивая интерес к изобразительной деятельности по знакомству с народным орнаментом, следует придерживаться личностно - ориентированного подхода к каждому ребёнку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. И помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность.

Из многочисленных образцов народного искусства, при работе с детьми в художественной деятельности, отобрала элементы растительного и геометрического орнамента.

Геометрический орнамент : предусматривает овладение детьми умением изображать и вырезать такие геометрические фигуры, как узкие, так и более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги, включая их в содержание узоров. В старшей группе дети закрепляют полученные знания и умения, создавая более сложные геометрические народные орнаменты и их узорные композиции на силуэтах предметов народного быта. Узоры из геометрических фигур вписываются в силуэты предметов народного быта : платков, фартуков, головных уборов, русской печки и мн. др. При этом показываются пути создания нескольких цветовых сочетаний и построений.

Растительные узоры в орнаменте : служат средством художественного убранства таких предметов как подносы, вазы, обувь, дорожки. В орнаментации с использованием растительных форм большое значение имеет симметричное изображение узора.

Художественная деятельность по мотивам народного орнамента, при воспроизведении детьми дошкольного возраста, положительно воздействует на развитие художественных способностей детей, воспитывает интерес у детей к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в аппликации, по-своему отображать уровень приобретённых знаний, умений, навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии.

Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественной деятельности на материале народного орнамента предполагает поэтапную организацию разных форм деятельности воспитателя и детей :

- изучение теоретических вопросов и ознакомление с народными аппликативными образцами;

- отбор материала по орнаментальному искусству;

- овладение воспитателем практическими умениями в создании работ, подготовка наглядных пособий для образовательной деятельности;

- выбор путей применения полученных знаний, умений и навыков по художественному творчеству в других видах и формах деятельности.

Начинать работу следует с изучения ознакомления с особенностями украшения народных изделий, формой и материалами, из которых они изготовлены. Важно выделить очертания орнаментов, их взаимосвязь с природными условиями и традициями, композиционным строем и колоритом, а также обратить внимание, как народные мастера используют приёмы варьирования элементов украшения. Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра различных сюжетов (слайдов, картинок). В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни русского народа, об особенностях природы, воспевающие мужество, любовь к Родине. Всё это способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемого в традиционном оформлении различных предметов русского быта, одежды, обуви, головных уборов.

При планировании работы с детьми, по ознакомлению с русским народным орнаментом через аппликацию, необходимо учитывать программные требования и уровень подготовленности детей.

Публикации по теме:

«Использование занимательной математики в НОД и свободной деятельности». Консультация для педагогов Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным. Блез Паскаль Каждый дошкольник- маленький.

Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОУ Уткина Галина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г. Алатырь Чувашской Республики Современное.

Консультация для воспитателей «Использование сказки в учебно-развивающей деятельности» К пяти годам ребёнок знает уже достаточно много сказок, умеет отвечать на вопросы, может пересказать отдельные эпизоды или даже сюжет целиком.

«Петя-петушок». Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) во второй младшей группе. Тема:.

Конспект НОД по аппликации «Открытка маме»Конспект НОД по аппликации «Открытка маме» Цель:вызвать у детей эмоциональный отклик на аппликацию,формировать доброе отношение к детям. Задачи: 1. Воспитывать у детей аккуратность.

Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе. Аппликация «Снегирь» Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе. Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.

Консультация «Влияние народного искусства на детское творчество» Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми,.

Методические рекомендации по использованию устного народного творчества в образовательной деятельности с детьми Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

НОД с детьми старшей группы в образовательной области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» Программное содержание. Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, представления о жанровых особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование народного орнамента в образовательной деятельности «Художественное творчество»
Опубликовано: 31 января 2016 в 12:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД