Марина Федоренко
Консультация «Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей. Познавательная активность занимает ведущее место в формировании личности, познании жизни и деятельности дошкольника. Познавательная активность проявляется в потребности и умении приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.
Публикация «Консультация „Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Исследовательская активность это настойчивое стремление решить проблему с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Одним из ранних проявлений исследовательской активности дошкольника является стремление к познанию окружающего мира. Исследовательскую активность вызывает потребность ребенка в новых впечатлениях, знаниях. Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляет ему самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе поисковой деятельности дошкольники самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают опыт познания.
Организуя обследование внешних особенностей предметов, воспитатель учит детей ориентироваться на комплекс признаков (цвет, форму, величину, материал, использует прием зарисовки геометрических фигур на бумаге в клетку. Воспитатель создает проблемные ситуации, для решения которых требуется использование детьми накопленного опыта. Например, воспитатель говорит, что в цилиндре спрятались две плоские фигуры. Что это за фигуры, как их найти? Почему кусок металла в воде тонет, а железный катер нет? Воспитатель может выдвинуть проблему и наметить путь и средства ее решения, а дети самостоятельно его осуществляют, получая необходимую поддержку и помощь воспитателя. Или воспитатель только ставит проблему, требующую исследования, но способ ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен не только индивидуальный, но и коллективный поиск, обсуждение). В дальнейшем постановка проблемы, как и отыскание способа решения, осуществляется самостоятельно. Дети выделяют проблему, которая их заинтересовала, обсуждают, ищут возможные решения, осуществляют исследование исходя из принятых решений, делают выводы в соответствии с полученным результатом. При этом воспитателю рекомендуется: больше слушать, чем говорить, больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем непосредственно направлять.
Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними. В условиях экспериментирования ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Воспитатель специально организовывает условия для детского экспериментирования, в котором дошкольники с помощью органов чувств познают предметы окружающего мира (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и прочее). Основные задачи экспериментирования, способствующие полноценному развитию ребёнка, - это
1) расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
• развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования);
• развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражения и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);
• развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
• развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины);
• познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра;
2) развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль);
3) развитие у детей умственных способностей:
• развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
• формирование способов путём сенсорного анализа;
4) социально-личностное развитие каждого ребёнка :
• развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому лучше всего исследование окружающего мира с детьми проводить через игры-эксперименты. Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановке познавательной задачи, выдвижении предположений, отбора способов проверки, выдвинутых детьми, проверке самих гипотез, подведении итогов и фиксации результатов. В процессе экспериментирования ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. Экспериментирование дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и взрослым. Экспериментирование является средством, помогающим ребенку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность.
Многие воспитатели внимательно наблюдают за процессом экспериментирования, постоянно напоминают и показывают дошкольникам, какие действия необходимо совершить, чтобы получить нужный результат. Например, какие краски взять и как их правильно смешать, чтобы получился нужный цвет, какие фильтры нужно выбрать, чтобы очистить воду и т. п. Точное выполнение указаний и получение соответствующего результата сопровождается одобрительной оценкой со стороны воспитателя, но детское экспериментирование - это прежде всего активная самостоятельная исследовательская деятельность детей. Задача педагога – стимулировать, инициировать и поощрять активный самостоятельный поиск ответов на вопросы. Многие дети отказываются экспериментировать и проводить собственное исследование, из-за боязни совершить ошибку или нарушить установленный порядок (разлить воду, рассыпать песок, испачкать руки и т. д., что влечет за собой негативную оценку воспитателя. В данных случаях воспитателю необходимо снять скованность детей, боязнь «неправильных» действий, дать им ощущение радости открытий, возможность свободного выбора разных вариантов решения проблемы. Необходимо вовремя поддержать усилия ребенка естественным эмоциональным состоянием в исследовании, в новой для ребенка ситуации. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы - это прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта; некая тайна, сюрприз; познавательный мотив (почему так). Педагог становится «незнайкой», высказывает опасения, проявляет неуверенность, обращается за советом, помощью, задает проблемные вопросы. Воспитатель ведет проблемный диалог с ребенком, незаметно для него, косвенно наталкивая на поиск разных вариантов решение аналогий, привлечение прошлого опыта и одобряя проявления настойчивости в преодолении трудностей. Важно также поддержать стремление к выходу за ограничения, наложенные на построение, выбор средств решения проблемы. Это часто приводит ребенка к неожиданным открытиям, получению новых, ранее неизвестных сведений.
Важно, чтобы достижения ребенка в экспериментировании были не просто поддержаны взрослым, но и становились известны другим детям. Совместные переживания сверстниками радости открытий помогает объединить детей стремлением к исследованиям окружающего мира.
Игры-экспериментирования лучше всего проводить в специальных уголках экспериментирования, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы:
1) приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, песочные часы, разнообразные магниты и т. д. ;
2) прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема;
3) природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, скорлупа орехов, семена фруктов и овощей, кусочки коры деревьев и т. д. ;
4) бросовый материал: кусочки кожи, поролона меха, ткани, пробки и т. д. ;
5) технические материалы: гайки, винты, гвозди;
6) разные виды бумаги;
7) акварельные краски;
8) медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки и т. д. ;
9) прочие материалы: зеркала, формочки, поддоны, плоское блюдо, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля и т. д. ;
10)игровое оборудование.
Сыпучие и мелкие предметы должны храниться в специальных контейнерах. Для создания игровой мотивации можно использовать детские халаты, клеёнчатые передники. Результаты опытов должны фиксироваться детьми в журнале исследований. Тематически это могут быть: «тайны магнита», «волшебство цвета и звуков», «секреты преображения воды», «чудеса воздуха», «мы - экспериментаторы», «занимательная геометрия», «вещества и их свойства», «цветовое волшебство». После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Воспитателю не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно. Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы. Овладение дошкольниками разными способами исследования способствует развитию у них познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что является необходимым условием для развития активной и творческой личности ребёнка.