Приложение МААМ

Консультация «Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию»

Марина Федоренко
Консультация «Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию»
▼ Скачать + Заказать документы

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей. Познавательная активность занимает ведущее место в формировании личности, познании жизни и деятельности дошкольника. Познавательная активность проявляется в потребности и умении приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.

Публикация «Консультация „Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию“» размещена в разделах

Исследовательская активность это настойчивое стремление решить проблему с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Одним из ранних проявлений исследовательской активности дошкольника является стремление к познанию окружающего мира. Исследовательскую активность вызывает потребность ребенка в новых впечатлениях, знаниях. Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляет ему самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе поисковой деятельности дошкольники самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают опыт познания.

Организуя обследование внешних особенностей предметов, воспитатель учит детей ориентироваться на комплекс признаков (цвет, форму, величину, материал, использует прием зарисовки геометрических фигур на бумаге в клетку. Воспитатель создает проблемные ситуации, для решения которых требуется использование детьми накопленного опыта. Например, воспитатель говорит, что в цилиндре спрятались две плоские фигуры. Что это за фигуры, как их найти? Почему кусок металла в воде тонет, а железный катер нет? Воспитатель может выдвинуть проблему и наметить путь и средства ее решения, а дети самостоятельно его осуществляют, получая необходимую поддержку и помощь воспитателя. Или воспитатель только ставит проблему, требующую исследования, но способ ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен не только индивидуальный, но и коллективный поиск, обсуждение). В дальнейшем постановка проблемы, как и отыскание способа решения, осуществляется самостоятельно. Дети выделяют проблему, которая их заинтересовала, обсуждают, ищут возможные решения, осуществляют исследование исходя из принятых решений, делают выводы в соответствии с полученным результатом. При этом воспитателю рекомендуется: больше слушать, чем говорить, больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем непосредственно направлять.

Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними. В условиях экспериментирования ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Воспитатель специально организовывает условия для детского экспериментирования, в котором дошкольники с помощью органов чувств познают предметы окружающего мира (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и прочее). Основные задачи экспериментирования, способствующие полноценному развитию ребёнка, - это

1) расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования);

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражения и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);

развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины);

познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра;

2) развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль);

3) развитие у детей умственных способностей:

развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);

формирование способов путём сенсорного анализа;

4) социально-личностное развитие каждого ребёнка :

развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому лучше всего исследование окружающего мира с детьми проводить через игры-эксперименты. Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановке познавательной задачи, выдвижении предположений, отбора способов проверки, выдвинутых детьми, проверке самих гипотез, подведении итогов и фиксации результатов. В процессе экспериментирования ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. Экспериментирование дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и взрослым. Экспериментирование является средством, помогающим ребенку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность.

Многие воспитатели внимательно наблюдают за процессом экспериментирования, постоянно напоминают и показывают дошкольникам, какие действия необходимо совершить, чтобы получить нужный результат. Например, какие краски взять и как их правильно смешать, чтобы получился нужный цвет, какие фильтры нужно выбрать, чтобы очистить воду и т. п. Точное выполнение указаний и получение соответствующего результата сопровождается одобрительной оценкой со стороны воспитателя, но детское экспериментирование - это прежде всего активная самостоятельная исследовательская деятельность детей. Задача педагога – стимулировать, инициировать и поощрять активный самостоятельный поиск ответов на вопросы. Многие дети отказываются экспериментировать и проводить собственное исследование, из-за боязни совершить ошибку или нарушить установленный порядок (разлить воду, рассыпать песок, испачкать руки и т. д., что влечет за собой негативную оценку воспитателя. В данных случаях воспитателю необходимо снять скованность детей, боязнь «неправильных» действий, дать им ощущение радости открытий, возможность свободного выбора разных вариантов решения проблемы. Необходимо вовремя поддержать усилия ребенка естественным эмоциональным состоянием в исследовании, в новой для ребенка ситуации. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы - это прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта; некая тайна, сюрприз; познавательный мотив (почему так). Педагог становится «незнайкой», высказывает опасения, проявляет неуверенность, обращается за советом, помощью, задает проблемные вопросы. Воспитатель ведет проблемный диалог с ребенком, незаметно для него, косвенно наталкивая на поиск разных вариантов решение аналогий, привлечение прошлого опыта и одобряя проявления настойчивости в преодолении трудностей. Важно также поддержать стремление к выходу за ограничения, наложенные на построение, выбор средств решения проблемы. Это часто приводит ребенка к неожиданным открытиям, получению новых, ранее неизвестных сведений.

Важно, чтобы достижения ребенка в экспериментировании были не просто поддержаны взрослым, но и становились известны другим детям. Совместные переживания сверстниками радости открытий помогает объединить детей стремлением к исследованиям окружающего мира.

Игры-экспериментирования лучше всего проводить в специальных уголках экспериментирования, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы:

1) приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, песочные часы, разнообразные магниты и т. д. ;

2) прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема;

3) природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, скорлупа орехов, семена фруктов и овощей, кусочки коры деревьев и т. д. ;

4) бросовый материал: кусочки кожи, поролона меха, ткани, пробки и т. д. ;

5) технические материалы: гайки, винты, гвозди;

6) разные виды бумаги;

7) акварельные краски;

8) медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки и т. д. ;

9) прочие материалы: зеркала, формочки, поддоны, плоское блюдо, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля и т. д. ;

10)игровое оборудование.

Сыпучие и мелкие предметы должны храниться в специальных контейнерах. Для создания игровой мотивации можно использовать детские халаты, клеёнчатые передники. Результаты опытов должны фиксироваться детьми в журнале исследований. Тематически это могут быть: «тайны магнита», «волшебство цвета и звуков», «секреты преображения воды», «чудеса воздуха», «мы - экспериментаторы», «занимательная геометрия», «вещества и их свойства», «цветовое волшебство». После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Воспитателю не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно. Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы. Овладение дошкольниками разными способами исследования способствует развитию у них познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что является необходимым условием для развития активной и творческой личности ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности Фестиваль педагогических идей по распространению опыта работы педагогов ДОУ города «Развитие познавательной активности дошкольников через.

Формирование познавательной активности через экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: – воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования «Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» Тема: «Формирование познавательной активности.

Консультация для родителей «Лэпбук — форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности»Консультация для родителей «Лэпбук — форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности» Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают са-мое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для воспитателей «Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе ФЭМП» На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной.

Консультация для воспитателей по использованию центра «Песка и воды» в познавательной активности младших дошкольников Мышление ребенка непосредственно связано с восприятием – он мыс-лит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними.

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельности познанию через экспериментыРазвитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельности познанию через эксперименты .

Презентация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно – ролевую игру в соответствии с требованиями ФГОС. Дошкольный возраст.

Развитие познавательной активности через проектную деятельность Ведущая идея метода проекта состоит в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 08:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Федоренко (УИ 326809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД