Елена Тихомирова
Консультация для родителей «Лэпбук — форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают са-мое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут интересоваться тем, как проте-кает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия педагогического коллектива будут ненапрасными. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспи-тывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.
Публикация «Консультация для родителей „Лэпбук — форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение роди-телей» в деятельность дошкольного учреждения, то есть - активное участие родителей в работе образовательного учреждения, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обра-зования сформулированы требования по взаимодействию Образовательной Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с ФГОС ДО Образовательная Организация должна:
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Про-граммы.
Формы работы с родителями постоянно меняются.
Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной об-ратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позво-ляющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Сегодня я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта со-вместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной темы.
Лэпбук (lapbook) - это самодельная тематическая или интерактивная папка в виде бумажной книжечки с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собира-ется материал по какой-то определенной теме.
Создание лэпбука помогает закреплять и систематизировать изученный материал, а рассматривание готовой папки - позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Зародился лэпбукинг на западе, однако американцы подхватив идею развили его до отдельного жанра. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "нако-ленная книга" (lap - колени, book - книга). Она представляет из себя папку, которая удобно располагается на коленях для просмотра ее содержимого.
В Америке широкое распрастранение лэпбуки получили за счет домашнего образо-вания(homeschooling). Лэпбук при таком обучении является финальным этапом изучения определенной темы. То есть, ученик (заметьте, школьного возраста, изучив тему, оформляет полученные знания в виде лэпбука, куда вмещает все, что он смог узнать.
Если провести аналогию с отечественным образованием, лэпбук представляет собой финальный этап проектной деятельности, широко применяемой сейчас и в школьном и в дошкольном образовании. Получается, что ребенок, получив проект, ищет информацию и по окончании сам оформляет ее в лэпбук (естественно с помощью родителей).
Вот некоторые правила по созданию и оформлению лэпбука :
1. Эстетичность. Лепбук должен быть оформлен аккуратно, красиво. У детей должно появиться желание взять его в руки. В оформлении не стоит использовать много ярких цветов, ни в коем случае не использовать кислотные цвета.
2. Долговечность. Конечно ни одно пособие, да даже игрушка, не хранится вечно, но изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть доста-точно крепким.
3. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации. Все подписи должны быть напечатаны понятным для детей шрифтом (в дошкольном образовании это только печатные буквы).
4. Все игры должны быть доступны пониманию детей. Взяв лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.
5. В лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков. Они вызовут интерес у детей.
6. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку и подобрана в соответствии с возрастом.
Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, это интерес-ный и полезный инструмент в работе с дошкольниками. Но использовать его нужно пра-вильно.
Рекомендуемый возраст воспитанников для создания лэпбука - 5 лет. Дети 7 - 8 лет могут совершенно самостоятельно изготавливать свои собственные лэпбуки.