Анастасия Булгакова
Формирование познавательной активности через экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Публикация «Формирование познавательной активности через экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Экологическое воспитание формирует познавательную активность детей в :
• наблюдениях детей за объектами и явлениями в природе, которые проводятся регулярно в повседневной жизни на протяжении учебного года. Дети учатся делать простые выводы, задавать вопросы, отвечать на вопросы педагога.
Например, растения, которые растут на участках детского сада, могут дать детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями. У ребят есть возможность ухаживать за цветами: рыхлить землю, поливать, убирать сорняки, опрыскивать и удобрять.
• Для экологического воспитания детей широко используются прогулки, на которых дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
• Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использую опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
• Также в образовательной деятельности используют художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения.
• Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
При знакомстве детей с миром природы, у них формируется целостная картина мира. Формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.