Наталья Варакина
Консультация для воспитателей по использованию центра «Песка и воды» в познавательной активности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление ребенка непосредственно связано с восприятием – он мыс-лит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Нужно отметить: среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и сознание целиком определяются тем, что воспринимает ребенок здесь и сейчас.
Публикация «Консультация для воспитателей по использованию центра „Песка и воды“ в познавательной активности младших дошкольников» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Средняя группа
- Темочки
Все переживания сосредоточены на окружающих его предметах и явлениях. Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или в ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представ-лений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль педагога, заключается не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь самостоятельную поисковую активность.
Задача педагога в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Природа существует в жизни малыша с самого рождения. Знакомя детей с природой, мы выбрали такие привычные и знакомые вещества, как песок и вода. Песок и вода могут присутствовать в группе весь год. Дети узнают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, восприятие и сенсомоторные способности, а так же мелкую моторику. Для того чтобы ребенок познал свойства предметов, в его развивающую среду их надо ввести, а наряду с этим следует проводить игры – экспериментирования и занятия по развитию тактильных чувств ребенка.
Малыши проводят эксперименты: льют, переливают из одной емкости в другую, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Малыши очень любят эти игры – эксперименты!
Знакомство со свойствами воды и песка на занятиях нужно проводить поэтапно:
1 этап: привлечь внимание малыша к тактильному объекту.
2 этап: показать, как обследовать объект.
3 этап: дать малышу действовать самостоятельно.
Для игр – экспериментирований и занятий с малышами можно оборудовать центр «Песок – вода», с необходимым набором предметов и оборудования: наборы плавающих и не плавающих предметов, чашечки, стаканчики, лейки, трубки, черпачки, песочные наборы, ситечки и другие предметы. К любому занятию с ребенком нужно подходить творчески, стараться увлечь, заинтересовать малыша.
Организация центра песка и воды в группе.
Стол с песочницей следует ставить вблизи того места, где дети играют в шумные, подвижные игры и подальше от литературного центра. Поскольку пол от песка и воды становится скользким – выбирать следует место, мимо которого дети ходят не часто и где пол легко вымыть и протереть.
Ёмкость для песка должна быть наполнена достаточным количеством песка, чтобы дети могли разнообразить свои занятия. Слой песка должен быть достаточным для рытья ям и туннелей, но не настолько, чтобы он сы-пался через край.
Высота стола должна быть на уровне пояса ребёнка – в этом случае ему будет удобно. Для маленьких детей придётся позаботиться о небольших подставках под ноги. Сделать так, чтобы они не скользили и внимательно наблюдать за детьми. Песок должен быть чистым и по возможности крупнозернистым. После занятий пол следует мыть и просушивать. Следует держать под рукой полотенца или чистые тряпки.
Материалы должны быть размещены так, чтобы дети могли сами вы-брать, с чем они хотят работать. Часть материалов может быть размещена в пластиковых ёмкостях, а часть на полках поблизости. Материал можно хранить в вёдрах или на подносах под столом и каждое утро выставлять на рядом стоящий стол.
Игра в центре «Песок – вода» способствует развитию ребёнка во всех аспектах.
Математическое развитие.
• Насыпание равных количеств песка в сосуды разной формы (сохранение количества) и наоборот, насыпание песка в сосуды разной формы (разное количество – мало, много).
• Сравнение веса мокрого и сухого песка.
Развитие естественно-научных представлений.
Экспериментирование и наблюдения:
• «Сухой песок может сыпаться»,
• «Мокрый песок хорошо лепиться, принимает любую нужную форму»,
• «На мокром песке остаются следы, отпечатки»,
• «Песок – это множество песчинок».
Физическое развитие.
• Использование координации «глаз-рука» при рисовании на песке изоб ражений, своих имён, символических фигур.
• Освоение координации пальцев и рук при пересыпании песка из одной ёмкости в другую, при наливании воды в определённое место в песочнице (в ямку, в копанную формочку или мисочку и др.).
• Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Развитие социальных и культурных навыков.
• Коллективные игры и совместное планирование действий.
• Необходимость договариваться о том, кому достанется наиболее привлекательная игрушка.
• Необходимость делиться игрушками.
• Понятие социальных ролей, например, повар, член семьи, шофёр, строитель и др.
• Строительство того, что они видели в окружающем мире или о чё м им прочитали: мостов, туннелей, замков, дорог, домов.
Эмоциональное развитие.
• Возможность успокоить и развлечь ребёнка.
• Использование условий таким образом, чтобы у детей возникло ощу-щение успеха, радости, удовольствия во время игры с песком.
Художественно-эстетическое развитие.
• Аппликация из цветного песка.
• Выкладывание узоров в песочнице, создание композиций с использованием природного материала, искусственных растений.
• Лепка скульптур из мокрого песка.
• Песочная анимация (рисование песком на стекле).
Игры – экспериментирования способствуют развитию воображения. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с миром, учится наблюдать. Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия: пустой, полный; широкий, узкий; легкий, тяжелый. Дети учатся устанавливать физические закономерности, овладевают представлениями об объёме, форме, изменениями веществ, свойств и возможностей того или иного материала. Учатся способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Игра – экспериментирование развивает фантазию, творческие способности, воспитывает положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей, аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. Формирует у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
Такие игры чрезвычайно полезны для разных сторон развития, и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее. Важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста.
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчи-вость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет ос-новную направленность психологической работы с малышами – эмоцио-нальное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции. Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой :
нельзя намеренно выливать воду на пол;
выкидывать песок (крупу) на пол;
нельзя брызгать водой на других детей;
бросать песок (крупу);
после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Игры с водой.
Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. Для организации “Водного царства” важно учесть: Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.
Во-вторых: вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья). Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко вос-пользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых кон-тейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим.
Рекомендуемые материалы для игр с водой: пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.); предметы из различных материалов (дерева, пластмассы, разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы; стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости; совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду; сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия); резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
Игры с песком, сыпучими материалами.
Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние; развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти; с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами: водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз; чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости; вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок; небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп). Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игры с сыпучими материалами. В работе можно использовать различную крупу : манную, гречневую, перловую, горох.
Таким образом, игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Примерный список игр
Игры с водой
переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, ворон-кой); наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);
веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком).
“Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
Игры с песком
по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней сторо-ны; скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указатель-ным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — ми-зинчиком);
группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
поиграть по поверхности песка как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх- вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Игры с сыпучими материалами
просеивание (горох, манка, сито);
пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);
перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
поднос с манкой: – рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель… – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что, похож отпечаток; – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы; -использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).