Наталья Бондаренко
Консультация «Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ОВЗ, как одна из целей социальной адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Бондаренко
Консультация «Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ОВЗ, как одна из целей социальной адаптации и подготовки к школьному обучению»
Наши коррекционные группы посещают дети с нарушением интеллекта. Группы детей разновозрастные, с разным уровнем развития навыков и умений. К моменту поступления в специальное дошкольное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В некоторой степени это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей. Дети не умеют пользоваться туалетом, приучены ходить на горшок, не умеют умываться, и чаще проявляют отказные реакции, когда взрослый начинает умывать или предлагает взять в руки мыло. Не только не умеют пользоваться столовыми приборами, но и также наотрез отказываются брать ложку в руки, не умеют держать чашку, а за частую и пить из чашки, так как дома приучены пить из поильника, многие дети не приучены кушать твердую пищу, у многих нет жевательных умений. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, обувание, так как имеют недостатки моторики, недоразвитие двигательной сферы.
Публикация «Консультация „Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ОВЗ, как одна из целей социальной адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Исходя из этого, этим детям в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им для дальнейшей интеграции в общество, в их адаптации к окружающему миру. Поэтому приоритетным направлением в обучении является социально - бытовая адаптация детей через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Формирование данных навыков представляют собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию. Формирование навыков является в дальнейшем одним из условий готовности ребенка с нарушениями интеллекта к школе. Исходя, из особенностей развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями механизм формирования навыков самообслуживания весьма длителен и весьма сложен, так как их усвоение требует определенного уровня развития внимания, подражания, восприятия, поэтому это направление трудового воспитания не теряет своего значения до конца пребывания детей в дошкольном учреждении.
Воспитание культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания проводится как через специально организованные игровые образовательные ситуации, так в процессе проведения с детьми режимных моментов.
Все виды работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания носят игровой характер, но при этом они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.
Для успешного формирования навыков, необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий были эмоционально – положительными. Мы взрослые привыкли к тому, что делаем, что нас окружает, и перестали видеть чудеса в обыденном. А для детей мир полон чудес и если педагог не увидит чуда, не будет искренне рад от превращения грязных рук в чистые, то и не научит детей мыть руки. Именно поэтому используем в своей работе по обучению культурно – гигиеническим навыкам следующие виды работ, которые помогают нам сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, такие как:
•Инсценировки
•Проблемные игровые ситуации
•Сюжетно-ролевые игры
•Дидактические игры
Очень интересны и не утомительны для детей инсценировки при обучении, какому-либо навыку. С помощью игрового персонажа обыгрывается навык, которому нужно помочь или которого нужно обучить. От имени персонажа даётся оценка действиям детей. Положительная оценка, похвала, подбадривание игровым персонажем, даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно при обучении стеснительных и робких детей.
пользуем такой действенный вид работы при воспитании стойкой потребности в выполнении гигиенических процедур как, проблемные игровые ситуаций. Данные проблемные ситуации очень хорошо представлены в программе Крыловой Натальи Михайловны «Детский сад – Дом радости». Они отвечают и основным методам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: это – расчленённый показ, совместные действия взрослого и ребёнка, собственные действия детей, а в дальнейшем большое значение приобретают объяснение, анализ образца, предварительное планирование, а так же оценка самих результатов. Умывание - это труд, такая деятельность, в которой тоже формируется личность. И поэтому ребенку нужно показать всю систему компонентов этой деятельности. Для этого используем предложенную Крыловой Натальей Михайловной следующую модель процесса умывания, в которой каждому пальчику руки соответствуют компоненты навыка.
1. мизинец – цель, т. е., что хотим сделать? (например, сделать руки чистыми);
2. безымянный палец – предмет труда, т. е., из чего делать будем? (из чего хотим сделать, т. е., исходное состояние – руки сейчас грязные);
3. средний палец – средства труда, т. е., чем будем мыть руки (нам понадобится мыло, вода, полотенце);
4. указательный палец – действия, т. е., как будем делать? (порядок действий);
5. большой палец – какой результат? (какие руки стали после мытья)
Используем Крыловой Н. М., целую систему проблемных игровых ситуаций: «Нет мыла в мыльнице что делать?», «Вместо мыла, лежат кирпичики, получиться сделать руки чистыми?», «Нет воды в кране, что делать?», «Нет полотенец, что делать?». Каждая ситуация обсуждается: «Нет мыла? Можно вымыть руки без мыла? Почему, нельзя? Без мыла не будут руки чистыми, не надеть белые мыльные перчатки. Такие игры, помогают понаблюдать, заметят ли дети, замену мыла на кубик или отсутствие мыла, воды, или полотенца, потребуют исправления ситуации. Все эти ситуации создаются каждый день, в разных сочетаниях и планируются по степени усложнения.
Такие игры, учат находить выход из ситуации, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, наглядно – действенное мышление. Процесс обучения в игре получается очень естественный, ребёнок не ощущает себя, его объектом. Помогают эти ситуации выровнять уровень овладения навыками каждым ребёнком группы.
Для формирования правильной последовательности выполнения навыка используем прием работы со схемой - алгоритм. Схемы помогают наглядно просматривать всю систему компонентов входящих в навык.
Для закрепления культурно-гигиенических навыков и привычек используем сюжетно-ролевую игру с сюжетной игрушкой. Развитие игры начинается с предметных действий. Поэтому на первых этапах задачи обучения игре и обучения предметным действиям совпадают, так как в процессе обучения игре дети должны понять не только функциональное назначение каждой игрушки и предмета, но и освоить способы действия с ней, а также усваивают логику действий с предметами в игре и их последовательность. Это такие игры как: «Умоем куклу после прогулки», «Оденем Алёнку на прогулку», «Уложим мишку спать» и др. Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр.
Параллельно проводятся дидактические игры для отработки тех движений рук и мелких движений пальцев, которые необходимы для выполнения предметных действий, входящих в состав разнообразных навыков, в том числе одевания и раздевания. Знакомим с различными видами застежек: липучками, кнопками, молнией, пуговицами, используя дидактические игры.
В Заключение хочется сказать, что по-настоящему положительного результата нельзя получить, если работа проводится в основном только педагогами в детском саду, поэтому здесь необходима помощь семьи. Только совместные усилия педагогов и родителей дают хороший результат, который в конечном итоге и дает возможность ребенку адаптироваться к окружающем его мире.
Многие родители, воспитывающие ребенка с нарушением развития, позволяют по отношению к нему повышенную опеку, выражающуюся в стремлении все делать за него. И как следствие большинство родителей не могут воздействовать на детей, найти подход, чтобы ребенок начал проявлять самостоятельность, и следовать требованиям родителей. Не во всех семьях соблюдается постоянство, и единство требований всех взрослых в отношении правил воспитания, и поведения ребенка. Это ставит ребенка в полную зависимость от окружающих. И все чаще мы слышим недоумевающие вопросы от родителей. Родителей, которые делают все, для обучения, и воспитания своего ребенка - «Почему он в садике, другой, и почему он в садике и одевается и раздевается, и сам обувает сандалии, и все сам ест, а дома не можем накормить, заставить одеваться т. д. и т п.
Поэтому особое внимание в вопросах обучения детей навыкам самообслуживания уделяем взаимодействию с родителям. Обмениваемся с родителями через личные беседы, рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду. На родительских собрания проводим консультации, обучение родителей педагогическим технологиям, распространяем памятки. В раздевальной комнате размещаем информационные стенды, папки-передвижки специальную литературу.