Ирина Махнаева
Формирование КГН и навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарии к слайдам презентации на тему: «Опыт формирования КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности».
1слайд «Визитная карточка»
Здравствуйте! Меня зовут, Махнаева Ирина Алексеевна. Я воспитатель МБДОУ д/с № 6 «Антошка». Мой педагогический стаж 4 года.
2слайд «Тема работы»
Публикация «Формирование КГН и навыков самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Представляю вам методическую разработку на тему: «Опыт формирования КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности».
3слайд «Условия формирования личного вклада»
На меня повлияла работа отечественных педагогов и психологов: Петерина С. В., Каплан Л., Лямина Г. М., Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А., Нечаева В. Г. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые я использую в своём воспитательном процессе.
По мнению Нечаевой В. Г. «самообслуживание- это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические требования.»
Урунтаева Г. А. считает: «для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия».
Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский утверждал, что «формирование КГН и навыков самообслуживания одно из важнейших направлений в работе с детьми».
Эти высказывания говорят о важности представляемой мною темы.
4 слайд «Актуальность»
Проблема формирования КГН и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продуманна, спланированна и организованна, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
5 слайд «Цели и задачи»
Перед началом работы по данной теме я поставила перед собой следующую цель: формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей, через создание наиболее благоприятных и оптимальных условий. Также я сформулировала задачи, которые вы видите перед собой на слайде.
6 слайд «Деятельностный аспект»
В процессе изучения методической литературы я стала использовать следующие формы и методы формирования КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста, которые вы можете наблюдать на слайде:
1. Показ, напоминание
2. Игровые приёмы
3. Художественное слово
4. Предметно-развивающая среда
5. Работа с семьёй
7 слайд «Показ-напоминание»
При формировании КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста я использую метод показа-напоминания. Показ любого действия осуществляю таким образом, сначала выделяю отдельные операции - наиболее существенные, а затем дополнительные. Показ действия малышам обязательно сопровождаю проговариванием «Теперь возьмём мыло и намылим наши ручки». Успешным направлением формирования КГН и навыков самообслуживания является использование мнемокарт, как одного из способов активизации наглядно-об разного мышления при усвоении данных навыков. Для более легкого овладения определенными КГН и навыками самообслуживания, действия членю на несколько операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает. Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому в начале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей. Формирование КГН и навыков самообслуживания совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте становлением орудийных и соотносящих действий. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены я сочетаю словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки( «Дети собираются на прогулку», «Наши игрушки заболели».)
8 слайд «Игровые приёмы»
Особое внимание я уделяю игровым методам, специально направленного содержания, потому что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Через игры я в увлекательной форме не только раскрываю содержание требований в необходимой последовательности, но и связываю эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни. Посредством игры ребёнок лучше запоминает и устанавливает причинно-следственные связи. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу. Особое внимание я уделяю играм с дидактической куклой. Мною спланированны игры, которые вы можете увидеть, пройдя по гиперссылке.
Также я использую:
- развивающие игры для развития координации движений глаз и рук с помощью манипулирования разнообразными кнопками, застёжками, замочками, ленточками и верёвочками. Они также представлены ввиде гиперссылке.
- пальчиковые игры, которые решают несколько задач детского развития. Они способствуют сближению детей, развитию мелкой моторике, внимания, воображения, воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность, учат согласовывать движения. Мною собрана картотека пальчиковых игр для малышей, которую можно посмотреть переходом по гиперссылке.
9 слайд «Сюжетно – отобразительная игра»
Для закрепления культурно-гигиенических навыков я использую сюжетно-отобразительную игру. В этой игре у детей развивается самостояте льность, наглядно – образное мышление, воображение, формируются предметные способы решения игровых задач. Малыши осваивают назначение и свойства предметов: расчёской надо причёсывать волосы, а кормить надо ложечкой из тарелочки.
10 слайд «Художественное слово»
Для того, чтобы малыши легко и без принуждения овладевали приёмами культуры и гигиены, я использую художественное слово, народный фольклор (потешки, песенки, рассказы, стихи при умывании, кормлении, раздевании, укладывания на сон для создания положительных эмоций у детей. Художественное слово, фольклор воздействуют на чувства и разум детей, развивает у них восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировозрение. Всё это можно посмотреть по ссылке.
11 слайд «Центр дидактической и сюжетно-отобразительной игры»
Немалую роль в формировании КГН и навыков самообслуживания я отвожу предметно-развивающей среде, которая представлена специально организованным пространством и материалами. Должна сказать, что начав работать по данной теме, я столкнулась с недостаточной оснащенностью ПРС. Изучив многообразие дидактических и развивающих игр, мы с помощью родителей, значительно пополнили предметно-развивающую среду различными играми и пособиями. Была изготовлена дидактическая стена.
12 слайд
На данном слайде представлены варианты сюжетно – отобразительной игры, дидактических упражнений и игр, которые направленны на развитие КГН и навыков самообслуживания.
13 слайд «Формы работы с семьёй»
Так же я представляю вашему вниманию формы работы с семьями воспитанников, которые можно увидеть на данном слайде: анкетирование родителей, конспект родительского собрания-встречи, которые представлены в виде гиперссылке и индивидуальные консультации.
14 слайд «Работа с семьёй»
Формирование КГН и навыков самообслуживания я осуществляю в тесном контакте с семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Провожу индивидуальные беседы с родителями, собрания, анкетирование, чтобы они знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома. Я постаралась в понятной форме донести до родителей всю значимость применяемых игр на формирование КГН и навыков самообслуживания и предложила использовать эти игры дома. А на родительском собрании-встрече они с удовольствием поделились опытом семейного воспитания и приняли участие в конкурсе «Детская причёска».
15 слайд «Новизна личного вклада»
Далее мною представлена новизна моего вклада в развитие образования. Учебный год ещё не закончился и каждый год наш детский сад открывает двери для новых малышей, я собираюсь продолжить работу в этом направлении и нарабатывать материал по теме: «Формирования КГН и навыков самообслуживания детей раннего возраста в процессе совместной деятельности».
16 слайд «Результативность»
Я работаю с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад. У большинства из них несформированные КГН и навыки самообслуживания. Работая по данной теме я добилась следующих результатов, которые представлены на слайде.
17 слайд «Транслируемость»
В связи с моим небольшим педагогическим стажем, опытом своей работы по теме «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности» я поделилась на личном мини-сайте в социальной сети работников образования и разместила в своём электронном портфолио на международном образовательном портале Maam, RU, где можно ознакомиться с материалами, которые будут полезны воспитателям групп раннего возраста.
18 слайд «Литература»
В своей работе я использовала следующую литературу.
Спасибо за внимание!