Светлана Бржецкая
Консультация «Влияние педагогических условий на формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детей. Яркий и наивный, неповторимый и сказочный, звуков и красок, необыкновенных образов и фантазий. Полноценно почувствовать и понять этот мир во всем его многообразии могут здоровые, сильные и жизнерадостные, развитые и воспитанные дети. И важным условием физического здоровья является соблюдение гигиены. У детей необходимо с младшего возраста формировать гигиенические навыки. В дальнейшем целенаправленно и регулярно учить детей следить за чистотой тела и внешним видом, чтобы к старшему возрасту они могли самостоятельно, без напоминания и контроля взрослых могли: умываться, причесываться, пользоваться туалетом, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком, прикрывать рот, когда кашляют и чихают.
Публикация «Консультация „Влияние педагогических условий на формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М., Выготский Л. С. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
В педагогическом отношении культурно - гигиенические навыки - это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности.
К культурно - гигиеническим навыкам относится : 1 умение вести себя за столом 2 навыки труда, бережливость 3 гигиенические навыки.
В младших группах детского сада воспитатели стремятся сформировать у детей культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания, забывая, что «культура поведения» - понятие широкое, предлагающее единство внешней и внутренней культуры. Пробелы в нравственном воспитании в младшем возрасте оборачиваются серьезными недостатками в старшем дошкольном возрасте, иногда требуют перевоспитания неправильно сформированных навыков и привычек поведения.
Правильная организация жизни и деятельности детей формирует целую систему положительных моральных качеств. Используя различные ситуации, можно упражнять детей в поступках, отражающие отношение к окружающим, к вещам, к себе. В повседневной жизни дошкольники самостоятельно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, применяя правила поведения, полученные в разных видах деятельности (занятие, труд, игра) умение детей пользоваться правилами поведения в различных ситуациях, переносить их самостоятельно в сферу общения с товарищами и говорит о прочности усвоение правил.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения, соблюдение общепринятых норм этикета.
Правильно воспитанный трехлетний ребенок без напоминания взрослых моет руки перед едой и после посещения туалета, не ест поднятые с пола крошки хлеба, печения, яблоки и другие продукты. Он не ест немытые фрукты и овощи, не берет их грязными руками, в перчатках и варежках.
Семья должна воспитывать в дошкольнике прочные навыки в поддержании чистоты тела, и прежде всего - лица, рук и ног. Утром и вечером ребенок обязательно моет лицо, руки, шею, проточной водой. Вначале он тщательно моет руки: смачивает их теплой водой, промывает, а потом смывает мыло, повторяя эту процедуру2-3 раза. Затем уже чистыми руками умывает лицо, руки, шею. Для ребенка выделяют два полотенца: одно для лица и рук, другое для ног. С гигиенической точки зрения недопустимо чтобы дети умывались в тазике, т. к. возможно инфицирование глаз, ушей, слизистой оболочки носа, кожи, лица.
Большое влияние на формирование культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления о том, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации из книг «Дети играют»; «Дорогие гости»; «Новенька» и. т. д.
В формировании культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания даются детям в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающим у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. И самый важный момент, действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Особая роль в формировании культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста принадлежит игровым приемам. Используя игровые приемы, воспитатель закрепляет навыки у детей, которые вырабатываются в повседневной жизни (возьмем куклу на прогулку, накормим обедом и. т. д.).
Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие положительные эмоции у детей младшего дошкольного возраста, обеспечивает еще более высокую восприимчивость правил культурно- гигиенических навыков, закрепление их в опыте, побуждает младших дошкольников к самостоятельным действиям. При этом процесс формирования получается естественным, ребенок не ощущает себя его объектом. Через игру и непосредственно- образовательную деятельность воспитатель должен в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками дошкольника, дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Игра является одним из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, его отношения с людьми. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. В игре, подражая действиям старших, он приобщается к окружающей жизни.
Чулкова Н. Ю. советует воспитателям обучать детей процессу умывания используя прием показа. Она предлагает детям научить Хрюшу, умываться с мылом. По ходу занятия дети показывают Хрюше умывальную комнату, где учат его не сильно открывать кран с водой, чтобы брызги не летели на пол, намыливать руки мылом, аккуратно мыть лицо и насухо вытираться полотенцем.
Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…
В. Науменко.