Людмила Желнова
Консультация для воспитателей «Значение игровой деятельности в развитии цветового восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игровой деятельности в развитии цветового восприятия
Для развития у дошкольника цветового восприятия необходимы условия, которые помогут ему в овладении опытом. Первое условие - это содержательная деятельность дошкольников, именно в условиях содержательной результативной деятельности появляется возможность сосредоточить внимание детей на особенностях, свойствах предметов, помочь им освоить эти предметы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение игровой деятельности в развитии цветового восприятия“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Эта возможность обусловлена тем, что именно в игровой деятельности дети легко осознают зависимость ее результатов от умения выделить свойства, отношения и ориентироваться, опираясь на них.
Например, качество рисунка зависит от умения выделять форму предметов, соотношение частей, цвет, величину. В связи с этим сенсорное воспитание включено во все виды деятельности : изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую.
Овладение цветовым восприятием наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослого, ребенок длительное время идё т путем проб и ошибок: его сенсорный опыт оказывается неосознанным. Он не достаточно владеет умением анализирующего восприятия объектов.
Таким образом, успех овладения цветовым восприятием обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого, также не менее важно повторное восприятие в результате которого цветовое восприятие может стать достаточно ясным, четким, конкретным. Повторность углубляет и облегчает процесс восприятия. И. М. Сеченов объясняет это тем, что от первоначальных впечатлений постепенно, отпадает все непостоянное, случайное.
«В содержательной детской деятельности для активизации восприятия, надо придавать действиям там, где уместно, игровой характер. Игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальней активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным состоянием детей. Включение в восприятие эмоций улучшает познавательный процесс» .
Большое значение в играх и упражнениях, в наблюдениях об окружающей обстановке имеет слово воспитателя и речь самих детей. Воспитатель должен продумать своё объяснение так, чтобы привлечь внимание детей, выявить его качества, вызвать определённые чувства, обобщить виденное наконец, на знаниях по изобразительной деятельности постараться словом восстановить в памяти образ предмета или явления.
Необходимо продуманно пользоваться словом. Объяснение должно заставлять ребенка мыслить, место и роль слова воспитателя зависят от возраста детей. В младшем возрасте, где их внимание еще неустойчиво, слово должно совпадать по временя с моментом восприятия. Тогда оно будет более осмысленным, поможет выделить главное, следовательно, слово включается как неотъемлемый элемент в процесс восприятия и способствует уточнению представлений и активизации детского мышления.
Поэтому все условия имеют большое значение в развитии у ребенка психических процессов, таких как мышление, восприятие, воображение, память, внимание.
С детьми дошкольного возраста по развитию у них восприятия цвета проводятся игры и занятия. Задачи здесь воспитатель ставит перед детьми в игровой форме. Развитие восприятия цвета происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (поиска, отгадывания). Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребёнка с деталями дидактических игрушек, позволяют совершенствовать опыт ребёнка, являются полезными для закрепления представлений о цвете.
Дидактическая игра имеет по сравнению с занятием большое преимущество, т. к. игровые действия подогревают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности. С характерной для малышей игровой деятельностью. Поэтому игра позволяет ребенку упражняться в решении умственных задач без особого напряжения. Особенно эффективна эта форма работы в дошкольном возрасте, когда особенно нужна занимательность. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление сложное. В отличие от учебной деятельности и сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно 2 начала: учебное и познавательное. В соответствие с этим воспитатель в одно и тоже время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах. Наличие задач, ради которых создаются, проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленность. Дидактическая игра, становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым началом игровыми задачами и действиями. Дидактическая задача как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает игру особой формой обучения. Очень ценной. Е. И. Тихеева считала, что дети приобретают все основные сенсорные представления от окружающей обстановки, а специально данные пособия имеют: вспомогательное значение, служат для добытых представлений и для упражнений способствующих способностей ребёнка. Е. И. Тихеева связывала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, с ознакомлением с предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры особенно игры с природным материалом направлены на различение цвета, величины, формы. Ознакомление детей со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности, что способствует усвоению знаний и нормированию представлений.
Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детсаду дидактические игры необходимы:
1) для решения учебных задач;
2) дидактические игры - хорошая школа использования детьми
полученного сенсорного опыта, представления и знаний;
3) выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Наравне с дидактическими играми на развитие восприятия, так же как и других психических процессов благотворно влияют занятия. Включение задач сенсорного воспитания в занятия, их связь с содержательной деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы (восприятия, ощущения и представления) содействовать нравственному развитию детей.
На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого важная роль принадлежит дидактическим играм. В отдельных случаях они выступают игровой формой занятия и проводятся всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни.