Ирина Гладилина
Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Именно в дошкольном возрасте формируются такие важные понятия, как добро и зло, честность, справедливость, любовь к Родине, уважение к труду, развивается ценностное отношение к православной культуре и традициям, формируется гражданское самосознание, доброжелательное отношения к окружающему миру и людям и, наконец, ценностное отношение к семье и здоровому образу жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребенка“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В последние годы в стране происходит кризис духовно-нравственного воспитания, у детей искажаются представления о доброте, справедливости, гражданском долге, патриотизме, нарастает безнравственность и бездуховность общества в целом. Материальные блага и достаток гораздо более ценны, чем духовная составляющая.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – важнейшая часть воспитательного процесса, так как целенаправленное формирование моральных качеств с первых лет жизни ребенка способно обеспечить гармоничное развитие личности в будущем. Поскольку усвоение духовно-нравственных ценностей всегда происходит через подражание, то необходимо создать такие условия развития детей, чтобы у ребенка, было, откуда черпать этот положительный опыт.
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который своим примером и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
В процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду преимущество традиционно отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. Однако, духовно-нравственное воспитание ребенка начинается с семьи, поэтому взаимодействия педагога с семьей чрезвычайно важно.
Но под воздействием изменений в обществе, в современной семье и семейном воспитании тоже произошли значительные изменения, причем в отрицательную сторону. Отсюда - отсутствие интереса к тому, что делается в дошкольном учреждении. Родители не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школе.
Появилось множество проблем, одна из которых, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного наследия.
Современный темп жизни заставляет родителей заменять живое общение со своим ребенком просмотром детьми мультфильмов, в том числе и развивающих. Все меньше и меньше взрослые читают ребенку книги, а о совместных играх родителей и детей вообще говорить не приходится. Каким же образом детский сад способен повлиять и внести коррективы на духовно-нравственное развитие ребенка в семье? Ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, сформировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в ДОУ.
Форм взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника довольно много:
• Анкетирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию.
• Оформление информационных стендов и папок-передвижек для родителей.
• Консультации для родителей
Для родителей можно провести консультации по ознакомлению с русской культурой, историей и семейными традициями. Например: «Роль семьи в воспитании у детей любви к родному краю»; «Куда сходить с малышом в выходной день, «Как рассказать детям о старинных предметах быта». и т. п.
Кроме того, для повышения педагогических знаний родителей не менее важны консультации, способствующие формированию нравственных качеств. Например: «Как научить ребенка знакомиться и дружить», «Как объяснить ребенку что такое хорошо, а что такое плохо» и т. п.
• Проведение родительских собраний:
«Роль игры в духовно-нравственном воспитании», «Сюжетно-ролевая игра, как способ отображения взаимоотношений с другими людьми»
• Представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов: «Традиции нашей семьи»
• Совместные праздники и развлечения : «Осенины», «Масленица», «Рождество». Целью их является приобщение воспитанников к истории русской народной культуры. Родители активно помогают в подготовке и организации праздников. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это рукодельные куклы и игрушки, поделки. Выставки «Старинная елочная игрушка», «Старинные предметы быта» и. т. п.
• Заметное место отводится организации и проведению общенародных праздников: «День матери», «День пожилого человека», «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы», «День города», а так же всевозможных общих с родителями досугов: «Папа, мама, я – спортивная семья».
• Организация вечеров-встреч с ветеранами (из семей наших воспитанников).
• Выпуск различных газет: «Вот какая мама», «Защитники Отечества». (Как совместное творчество воспитателей и детей, так и совместное творчество детей и родителей).
• Организация совместных исследовательских проектов и оформление различных коллекций.
• Совместные с родителями экскурсии, поездки, прогулки, походы в музеи, театр и библиотеки.
• Фотовыставки, например: «В воскресный день с семьей моей…», «Моя любимая игрушка», «Моя любимая бабушка», «Семейное древо».
• Различные мастер-классы для родителей. Например: «Изготовление поделок из природного материала», «Цветы из бумаги», «Елочная игрушка своими руками». Вариантов великое множество.
• Гость группы. Родители могут прийти в детский сад и рассказать детям о своей профессии, традициях, культуре и обычаях, национальном костюме и т. п.
• Конкурсы творческих работ родителей и детей.
• Кроме того, помощь родителей в благоустройстве участка, «субботники».
Необходимо поощрять родителей воспитанников за участие грамотами и благодарностями, которые являются стимулом к дальнейшему участию в различных мероприятиях ДОУ.
В семье остается напоминание о произошедшем событии, повод для общих воспоминаний и бесед, повод гордиться собой и своей семьей.
Весь этот комплекс форм способствует вовлечению родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.
Таким образом, работа педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников :
• может реализоваться только при непосредственном взаимодействии педагога и семьи;
• стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
• учит родителей общаться с детьми, участвовать в их жизни в стенах ДОУ, разделять интересы детей.
• оставляет радостные семейные воспоминания, служит началом для новых общесемейных традиций;
• за счет разнообразия форм и тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;
• позволяет педагогам, не вмешиваясь в личное пространство и не нарушая права семьи корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.
Результатом работы педагога будет являться ребенок с всесторонне развитой, целостной, гармоничной личностью: добрый, милосердный, любящий свою родину, свою культуру, свой язык, свою семью, толерантный, уважающий старость и труд других людей, творческий и самостоятельный, стремящийся к новым знаниям ребенок.