Получи документы

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ»

Ольга Остапенко
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка раннего возраста детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в дошкольном учреждении и в семье.

Публикация «Консультация „Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ“» размещена в разделах

Одной из базовых ценностей ФГОС дошкольного образования является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Положения ФГОС дошкольного образования акцент делают на создание наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.

Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.

Ответственность за воспитание ребёнка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Работа с семьёй - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы чёткие взаимодействия и преемственность между детским садом и семьёй. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Актуальность данной работы обуславливается двумя факторами: с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей, с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребёнка раннего возраста к новым жизненным условиям.

В раннем возрасте адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Как показывает опыт работы чёткая организация адаптационного периода и профессиональная готовность воспитателей к приему малышей, позволяет создать условия для привыкания детей к детскому саду и пройдёт максимально легко.

Мы педагоги ясельной группы стараемся организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Поэтому перед нами стоят следующие задачи:

1) Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, чтобы ребёнку хотелось остаться, и почувствовать себя более комфортно и спокойно; чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

2) Минимизировать процесс прохождения адаптационного периода детьми раннего возраста к условиям ДОУ через создание благоприятных условий для воспитанников, сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива и медицинского персонала с родителями.

3) Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры.

Сотрудничество с родителями начинается еще до поступления ребенка в ДОУ.

Первый этап знакомства проходит в апреле месяце на общем родительском собрании будущих выпускников «Давайте познакомимся».

На собрании присутствуют заведующий и воспитатели. На этом собрании даем рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад.

Для этого необходимо:

1) с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье;

2) приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом ДОУ;

3) уделить внимание рациону питания, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки и т. д;

4) обратить внимание на формирование навыков самостоятельности;

5) о поступлении в детский сад следует говорить с малышом как о желанном и радостном событии.

Родителям раздаются брошюры с рекомендациями, режимом дня и мы приглашаем пройти в группу, осмотреть игровую комнату, спальню, туалет, задать интересующие их вопросы.

Второй этап. И вот настал тот день, когда родители с малышом пришли познакомиться с педагогами группы. У ребенка есть возможность заглянуть и поиграть в группе (знакомство с игровой площадкой, группой, знакомим детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомим с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью).

Родителям мы даем перечень необходимой одежды для ребенка, визитку с нашими контактными телефонами, а родители рассказывают об особенностях развития своего малыша, его интересах и увлечениях, что в свою очередь позволяет подойти к ребенку индивидуально.

Третий этап. Для легкого прохождения адаптационного периода, мы пытаемся сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

В первую очередь создаем атмосферу тепла, уюта в группе и домашнюю обстановку. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. В процессе своей работы для адаптации ребенка используем такие формы и методы работы как ласковое обращение с ребенком, сопровождаемое улыбкой, периодически держим малыша на руках, включаем спокойную музыку во время утреннего приема. Маленькие дети очень привязаны к своим родителям, поэтому в групповой комнате мы оформили «дерево» с семейными фотографиями «Я и моя семья».

Второе, формируем у ребенка чувство уверенности, помогаем как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации через сближение детей между собой, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Мы воспитатели, ведем «Лист адаптации», где отмечаем эмоциональное состояние ребёнка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности (первоначально для каждого ребёнка устанавливается индивидуальный режим).

Содержание работы по взаимодействию с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные:

1. Информационно-наглядная форма общения с родителями включает в себя материалы на стендах, папки передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки. Например, в рамках нашей группы проходят тематические мини-выставки, где родители вместе с детьми презентуют свои работы. Стало уже традицией организация выставок совместных работ детей и родителей – «Осенние фантазии», «Новогодние поделки», «Времена года», «Любимые праздники» которые так же способствуют созданию атмосферы тепла, эстетическому восприятию действительности и хорошего настроения у себя и своих детей.

2. Индивидуальная форма общения с родителями включает в себя беседы и консультации воспитателей с родителями. Мы, воспитатели, проводим консультации с родителями по вопросам адаптации; составляем совместно с родителями индивидуальный план адаптации ребёнка (максимальное сближение режима дня ребёнка в семье с режимом детского сада). Знакомимся и беседуем с родителями и ребёнком при поступлении в дошкольное заведение (сбор информации о воспитаннике и о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребёнка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений). Проводим анкетирование родителей (собираем информацию о ребё нке: выясняем индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками).

3. Коллективная форма общения с родителями подразумевает родительские собрания, тематические консультации. Родительские собрания проходят с использованием презентаций, фотографий, видеофильмов о жизни детей в группе. Такая форма проведения носит яркий характер и становится наиболее интересной для родителей. Поэтому в ходе проведения родительских собраний мы стараемся как можно чаще использовать такие презентации.

Нетрадиционные:

1. Информационно-аналитические формы общения с родителями помогают выявить интересы, запросы родителей. Использовались социологические опросы, анкеты, тестирование.

2. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Очень важным является проведение утренников в ясельных группах с участием родителей. В процессе совместного мероприятия устанавливаются более тесные отношения между родителями и воспитателями, развивается понимание взрослым действий ребенка, его эмоционального состояния, приобретается опыт совместных переживаний. Ведь важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. И такие контакты помогают установить семейные праздники. Применяемая форма работы позволяет создать теплую дружественную обстановку. Родители вместе с детьми могут петь, танцевать, играть в подвижные игры, рисовать. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а также существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду.

3. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, с формами и методами работы с дошкольниками. Это информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет и др. В ясельной группе - оформлены информационные уголки, папки «Советы психолога» с подборкой материала по теме «Как подготовить малыша к поступлению в детский сад» (как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям; с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.); информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду».

В ходе нашей работы с родителями мы еще раз убедились, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути взаимодействия с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Таким образом, целенаправленная работа с родителями дает свои положительные результаты, облегчает привыкание ребенка к новым условиям

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка консультация для воспитателей. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо найти пути,.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада. Факторы, влияющие на процесс адаптации» Перед ребенком, который начал посещать детский сад, возникает проблема изменения уже сформированного поведенческого стереотипа, обусловленная.

Коррекционное занятие по сказке «Колобок» с детьми в период социальной адаптации к условиям детского сада Цель: создать радостное настроение Задачи: - формировать эмоциональную отзывчивость к сказкам; - развивать зрительную, слуховую и тактильную.

Консультация для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» Уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в жизни ребенка:.

Родительское собрание в младшей группе «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка» Нетрадиционное родительское собрание в форме «круглый стол» во второй младшей группе Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения. Одной из целей работы детского сада является сохранение и укрепление.

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в современных условиях» Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого.

Взаимодействие семьи и детского сада в познавательном развитии дошкольников Слайд №2 Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития.

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях современности Статья «Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях» Автор: Грачева Арина Юрьевна, педагог-психолог, первая квалификационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ»
Опубликовано: 6 августа 2019 в 14:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Остапенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД