Алена Нагорная
Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация.
«Воспитание культурно-гигиенических навыков»
(из личного опыта работы)
Тема охраны жизни и здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействию внешней среды, чем организм взрослого: и от того, какие эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Публикация «Консультация „Воспитание культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.
Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья детей, на первоначальном этапе работы непосредственно через формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
Начав работу с детьми ясельной группы, я обратила внимание, что у детей, пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания : дети не умели умываться, раздеваться, одевать вещи. Поэтому, я решила углубленно работать над темой «Воспитание культурно-гигиенических навыков, навыков ЗОЖ»
Поставила перед собой цель: развивать интерес у детей к собственному здоровью, потребности в физическом совершенствовании, овладение навыками самообслуживания.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.
Так как у детей не были сформированы культурно-гигиенические навыки, мне нужно было научить их правильно мыть руки. Я объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания. Вместе с детками рассматривали иллюстрации «Последовательность мытья рук», использовали потешки для умывания, расчесывания; показывала сама как правильно намыливать ручки мылом, смывать, вытирать их насухо.
В умывальной комнате разместили схему умывания, где наглядно показана последовательность действий при умывании. Все полотенца, расчески, горшки были промаркерованны в начале учебного года в соответствии с картинками, закрепленными за каждым воспитанником.
Для ребят неоднократно были прочитаны произведения А. Барто «Девочка Чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр»; проигрывались игры «ЗАЙКА БЕЛЫЙ УМЫВАЕТСЯ», д/игра «Я умываюсь».
Так же одним из важных культурно-гигиенических навыков является «Культура еды – приема пищи». Для деток раннего возраста было проблематично правильно вести себя за столом, держать ложку, кружку, аккуратно употреблять пищу. Во время приема пищи обращала внимание детей, на тех воспитанников, у которых получалось аккуратно и правильно вести себя за столом. Ребята с радостью играли в игры: «Накроем стол для куклы», «Кукла Катя обедает», где в ходе игры закрепляются правила поведения за столом.
Обязательным компонентом в воспитании культурно-гигиенических навыков, является оценка, т. е. Положительное или отрицательное суждение взрослых. Более широко необходимо использовать положительную оценку: похвалу, поощрение, одобрение.
Понимая, что достичь успеха в поставленной цели, можно только в том случае, если меня поддержат родители; совместно с воспитателем О. А. Пичуговой в начале учебного года организовали родительское собрание в форме мастер-класса на тему «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»; проводила анкетирование родителей по данной теме; подготовила консультации для родителей : «Я сам», «Организация работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков»; так же проводила многочисленные индивидуальные беседы с родителями, во время которых объясняла родителям, что семья – первое общество, которое формирует характер ребенка, его нравственные качества, привычки и жизненно необходимые навыки.
В настоящее время работаю над проектом «Учимся ухаживать над собой», целью которого является сохранение и укрепление здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей.
В результате проделанной работы из 22 воспитанников 19 детей освоили элементарные навыки самообслуживания, что составляет существенное большинство детей.
2 ребенка находятся на домашнем режиме, поэтому проследить их воспитание культурно-гигиенических навыков не удается возможным, еще один ребенок имеет низкий уровень культурно-гигиенических навыков, так посещает сад значительно реже других детей, а семья должным образом не стремится научить ребенка самостоятельности.
В дальнейшем планирую продолжать учить детей самостоятельно мыть руки по мере их загрязнения, после посещения туалета, перед едой; насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (полотенцем, горшком, носовым платком, расческой). Обучать детей порядку одевания и раздевания, при небольшой помощи взрослого, учить снимать одежду и обувь, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно одевать одежду и обувь.