Наталья Сафронова
Консультация для воспитателей «Ситуативные разговоры по формированию культурно-гигиенических навыков» (средний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуативные разговоры с детьми среднего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков (умывание)
Из опыта работы МБДОУ
№79
Воспитатель- Сафронова Н. В.
«Водичка, водичка, умой моё личико!»
Цель. Вызвать у детей положительный настрой, желания включаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы необходимые для его осуществления.
Публикация «Консультация для воспитателей „Ситуативные разговоры по формированию культурно-гигиенических навыков“ (средний возраст)» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Необходимый материал. Сюжетная картинка : девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимые для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцами и пр.
Краткий ход ситуации. Рассматривая с ребёнком сюжетную картинку, воспитатель задаёт вопросы : «Кто здесь нарисован? Как зовут мальчика (девочку)? Что он (она) делает? Как вы догадались?» Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребё нка:
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
вымыть личико и шею.
Л. Кузнецова
«Тебе нравиться мальчик Алёша (девочка Таня? А ты умеешь сам (сама) умываться?» Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания. Вызвав у ребёнка положительный настрой, предлагает ему отправиться в гости к Мойдодыру (пойти умываться)
Возможные усложнения ситуации. Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду-кран; намочить и намылить руки - мыло, «мыльные перчатки» ;отжать воду с рук-«замочек»; вытереть руки-полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.)
«Мыльные перчатки»
Цель. Научить ребёнка тщательно мыть руки, правильно намыливая и смывая грязь. Помочь заметить рост своих достижений, ощутить радость своего тела. Активизировать словарь за счё т слов : мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.
Необходимый материал. Оборудование умывальной комнаты.
Организация. Индивидуально, после прогулке или другого вида деятельности, когда у ребёнка особо грязные руки.
Краткий ход ситуации. Воспитатель говорит : «Ой, какие у тебя грязные ручки, как запачкались!» Включает воду и читает стихотворение
Знаем, знаем, да, да, да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку По-нем-нож-ку…
Нет, не понемножку-
Посмелей,
Будем умываться веселей!
Н. Пикулева
«Чем мы руки моем? Правильно, надо обязательно с мылом. Возьми мыло. Где оно лежит? В мыльнице. Теперь положи на ладошку, прикрой другой ладошкой. Намыливай вот так. Не бойся, ничего страшного, если уронишь. Мы его поймаем, не дадим убежать. Хватит, хорошо намылил. Положи мыло на место в мыльницу. А теперь будем учиться делать «мыльные перчатки». Хорошенько, хорошенько потри ладошки, каждый пальчик, чтобы стало много-много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Давай вместе потрем. Хорошие перчатки, только манжеток у них ещё нет, давай и здесь потрем. Вот такие замечательные перчатки получились. Молодец! А теперь смывай «перчатки». Ой, сколько грязи, какие черные ручейки! Давай помогу вытереть руки, вот твоё полотенце».
Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Саша (Наташа) научились делать «мыльные перчатки», предлагает рассказать об этом дома.
Возможные усложнения ситуации. Игры с игровым персонажем, предлагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду-кран; намочить и намылить руки - мыло, «мыльные перчатки» ;отжать воду с рук-«замочек»; вытереть руки-полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить игровой персонаж делать «мыльные перчатки»
«Научим Неумейку мыть руки»
Цель. Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата
(чистые, сухие руки, полотенце висит на своём месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации.
Необходимый материал. Игровой персонаж Неумейка, руки которого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, педагог заранее окунает в черную тушь (тушь на водной основе легко смывается под струёй воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.
Организация. Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассматривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3-4 человека
Краткий ход ситуации. Воспитатель вносит игровой персонаж, который хочет подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему вместе с детьми рассматривать такие красивые книжки (играть в лото? Его руки черным - черны от грязи:
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Оказывается, что Неумейка ещё не научился сам мыть руки, и воспитатель предлагает детям научить его. Для этого детям предлагается пройти в умывальную комнату. «Что нужно сначала сделать?» - спрашивает воспитатель, обращая взглядом внимание на длинные рукава рубашки игрового персонажа. «Нужно рукава поднять. Завернуть рукава. Засучить», - хором отвечают дети. «Зачем это ещё?» - «удивляется» Неумейка. Педагог помогает детям объяснить игрушке важность выполнения этого действия при мытье рук.
Затем дети показывают и объясняют Неумейке, как открыть кран, чтобы побежала водичка, и какой должна быть струйка, чтобы брызги не летели в разные стороны и не залили пол.
«Кто покажет Неумейке, как намочить руки водой? (Один или двое детей по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.) А теперь пусть это попробует сделать Неумейка. (Дети обычно с восторгом реагируют, когда с рук игрового персонажа текут черные струи от размываемой водой туши.)Ой, какие грязные руки, как много на них грязи, микробов! Чем мы моем руки? Правильно, мы всегда моем руки с мылом.»
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
-Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя наконец бы отмыло!
Я. Аким
«Покажите Неумейке, как намыливать руки», предлагает воспитатель. «Покажите, покажите мне ваши ладошки! Где же мыло? Не вижу мыло», - «говорит» игровой персонаж. «Не спеши, Неумейка. Сейчас дети положат мыло на место, в мыльницу, и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого же получились «мыльные перчатки». Молодцы у всех прекрасные «мыльные перчатки». Такие же перчатки сделаем Неумейке. Не забудьте про «манжетки». А теперь смывайте «перчатки». «Что дальше делать?- «спрашивает» Неумейка. – Руки мокрые, вода капает». Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце. «Молодцы! Научили Неумейку руки мыть. Пойдём, теперь ему покажем наши новые книжки».
Возможные усложнения ситуации. Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их в последовательности действий (включить воду-кран; намочить и намылить руки-мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук-«замочек» вытереть-полотенцем); помочь игровому персонажу в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.) научить его делать «мыльные перчатки;, «замочек»; постепенный переход от контроля и оценки детской деятельности взрослым к совместной оценке взрослым и ребёнком деятельности сверстника.
Дома с ребёнком. Предоставлять ребёнку возможность умыться, мыть руки самостоятельно, с минимальной помощью со стороны взрослых; поощрять детскую умелость, особенно желания мыть руки, если они испачкались, развивать элементарный само контроль. При обучении раздеванию, одеванию после сна и на прогалку педагог целенаправленно формирует детскую самостоятельность в самообслуживания от микропроцесса (снять тапочки, носки надеть трусики, колготки)до целостного процесса. Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными желаниями ребёнка, например желания пойти гулять. Приведём пример образовательной ситуации, ориентированной на формирование умения надевать колготки.
Игровая ситуация «Что случилось?»
Цель. Привлечь внимания детей к ситуации ссоры между мальчиком и девочкой. Помочь установить причину их неопрятного внешнего вида. Включить детей в практическую помощь игровым персонажем. способствовать проявлению и внимание к детям. В игровой ситуации малыши встречаются с чумазыми куклами – мальчиком и девочкой. Включаясь в диалог с куклами, дети узнают их имена, спрашивают, что с ними случилось, почему они такие грязные. Оказывается, чумазые мальчик с девочкой поссорились в песочнице, не поделились игрушками, бросались мокрым песком, вытерли грязные руки об одежду!
Обсуждая эти события, дети с помощь педагога принимают непростое решение: как помочь мальчику и девочке помириться, как изменить внешний вид в лучшую сторону, что сделать с грязной одеждой. затем они купают чумазых кукол и причёсывают им волосы, отдаю в стирку их грязную одежду и выбирают из сундучка новую одежду соответствующего размера для мальчика и девочки, при этом неподходящие вещи откладывают. В заключение все дети радуются, что куклы померились и стали чистыми и красивыми. А куклы благодарят детей за помощь и внимание к ним, обещают никогда больше не ссориться. Такая игровая ситуация обогащает представления детей не только об аккуратности, но и помощи, о дружеских отношениях между мальчиками и девочками.
Замечено, что трехлетки чаще играют вместе с детьми своего пола, чем противоположного. Воспитатель постепенно помогает мальчикам и девочкам объединяться в общих играх. Наряду с общими играми он использует игры, в которых дети делятся на подгруппы мальчиков и девочек, например: «Поезд мальчиков и поезд девочек», «Домик девочек и домик мальчиков»(по сигналу воспитателя мальчики и девочки прячутся в свои домики, «Заколдую девочек, заколдую мальчиков!» (воспитатель в роли волшебницы поочередно «превращает» то мальчиков, то девочек в разных зверей и птиц) и др. На музыкальных занятиях мальчики и девочки часто танцуют парами.
Воспитатель организует ситуации помощи, в которых мальчики помогают девочкам смело пройти по узенькой дорожке, по скамейке (подают руку, держат за руку), мальчики «идут на разведку» (смотрят, нет ли за кустами злого волка), а потом приглашают девочек в лес за грибами и т. п. Воспитатель всегда подчеркивает, что мальчикам и девочкам хорошо вместе тогда, когда они относятся друг к другу доброжелательно, заботливо.