Oksana
Консультация для воспитателей «Трудовое поручение как средство воспитания самостоятельности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
"Трудовое поручение как средство воспитания самостоятельности у детей"
Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, приобщать ребенка к труду необходимо в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников можно в ходе организационного труда в процессе прогулки.
Публикация «Консультация для воспитателей „Трудовое поручение как средство воспитания самостоятельности у детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует всестороннему развитию. Он расширяет кругозор детей, способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывает интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, живущими на участке, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять по времени между участниками труда, оценивать результаты.
Труд в природе создает благоприятные условия для развития физического развития детей, т. к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движения, укреплению нервной системы. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Педагогические требования к труду :
1. Организация разнообразного по содержанию труда.
2. Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями.
3. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способов достижения.
4. Трудовая деятельность систематически усложняется.
5. Трудовая деятельность должна быть регулярной.
Гигиенические требования к труду :
1. Труд должен быть посильным.
2. Продолжительность труда :
младшая группа – 5-7 минут;
средняя – 10-15минут;
старшая – 10-25 минут;
подготовительная– 15-30 минут.
3. Необходимо обеспечение правильной позы детей в труде и чередование видов труда.
4. Орудия труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны
жизни и здоровья детей.
5. Инвентарь должен быть не игрушечным, а настоящим.
6. Работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня.
7. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье или физическое развитие.
Оборудование для труда детей необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, достаточно прочного материала. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада: в младшей группе поручения состоят из 1-2 операций, труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает всех детей. Также в этой группе применяется коллективный труд. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Дети работают в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И вто же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В средней группе большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер (2-3 дня дети выполняют одно и то же поручение, также применяется коллективный труд. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более 2). В старшей и подготовительной группах индивидуальные поручения становятся более длительными, ребенку поручают даже вырастить растение в подарок, длительно ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой. В старшей группе вводится поручение – дежурство. Воспитатель знакомит с обязанностями дежурных, одновременно дежурят 2-3 ребенка. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности и деловитость.
Усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Также используется труд совместный, по этому типу может быть организован труд в огороде, цветник: одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья- сеет семена. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность проведения трудовых операций, заранее распределять обязанности и готовить самостоятельно весь необходимый инвентарь.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать, планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не реализуют игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через различные поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы, покормить рыбок, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие и др.
Под трудовыми поручениями понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую-то работу связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Поручения, как форма организации трудовой деятельности детей, имеют особенности:они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми.
В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Ведь научить одного-двух детей легче, чем целую группу,при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет.
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные, характеру выполнения (индивидуальные или совместные, времени исполнения (кратковременные, длительные). Известно, что трудовая деятельность младших дошкольников часто переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогают нам постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то поднять, подвинуть, подать) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого.
Поручения особенно важны в период от 3-х до 5-и лет. Трудовые поручения ребенок выполняет в течение дня довольно часто. В практике воспитания поручения чаще организуются в первую половину дня, в утренние часы (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Объясняется это большей занятостью воспитателя в первую половину дня. Воспитатель периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями : закрепить имеющиеся трудовые навыки, формировать новые умения, связанные с содержанием задания. Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5 – 2-х лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: “Пойди, посмотри, какой домик построил Коля”, “Посади куклу на стул” и т. п. содержатся определенные указания воспитателя, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям, приучают его к послушанию, формируют умение выполнять требования взрослого. Поручения детям младшего возраста преимущественно индивидуального характер: поставить в шкаф обувь, поднять носки, вынести на участок ведерко с совочком, собрать игрушки перед уходом в группу с прогулки, раздать карандаши для рисования.
Находясь во второй младшей группе, мы своим детям давали поручения не только индивидуальные, но и коллективные, и по подгруппам: помыть розетки после занятия по аппликации, помыть тарелочки после краски, постирать салфеточки, помыть игрушки, протереть кукольную мебель, полить комнатные растения. Давали поручения 2-3 детям по уходу за растениями – убрать сухие листья, протирать листья растений. На прогулках давали задания: прочистить дорожку к участку (зимой, собрать камешки или шишки с участка, помочь собрать игрушки в коробку и т. д.
Особенно распространены поручения в средней группе. В нашей группе дети выполняют такие поручения : поливают комнатные растения, раздают досточки для занятий, разбирают пластилин по цвету после занятия, собирают и расставляют санки после прогулки, проверяют, как сложена одежда перед сном, вытирают пыль на полочках, складывают коробочки настольных игр, раскладывают карандаши для занятий, листы бумаги, кисточки, убирают и моют баночки после рисования красками.
Поручения, как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу. Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручений зависит от интересов и склонностей, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания. Содержание поручений определяется также педагогическими принципами организации труда детей : посильностью, педагогической целесообразностью, способами действий, их количеством и сложностью, тем, что оказывает воздействие на достижение ребенком конечного результата.
От количества действий, трудовых операций зависит сложность задания.
Все поручения можно разделить на группы.
1-я группа– поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью: быстро устранить случившийся беспорядок (что-то уронили,разбили, пролили, т. е. поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств. Задача,поставленная перед ребенком, должна им решаться сразу. Особенность таких поручений состоит в том, что, несмотря на простое, элементарное содержание, они лишены игрового начала. Они способствуют развитию сообразительности, ловкости, исполнительности.
2-ю группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, т. к. для выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда. Нужны знания и умения в обращении с ними: где взять, как, по окончании, убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность сюда можно отнести такие поручения : помыть клетку, покормить животных, рыбок, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород.
В 3-ю группу входят поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: постирать кукольное бельё, принести из дома открытку, картинку определенного содержания ит. д. Для детей 3-4-х лет поручения такого содержания трудны, так как дети забывают о них. Такие поручения практикуются в старших группах.
В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого, результата. Такие поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, передать сведения о количестве детей, пригласить заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников. Эти поручения не требуют от детей особых усилий. Здесь решаются задачи обучения детей умению общаться с взрослыми, что-то выполнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории детского сада. Дети старшего возраста такие поручения выполняют без труда. Для более младших они сложны и по своеобразию задач и потому, что в них результат труда для ребенка не выступает наглядно, ему просто непонятны подобные поручения. Но это не значит, что в работе с детьми младшего возраста надо их избегать. Целесообразно давать такие поручения более смелым, общительным детям. При этом пояснить, куда пойти, что попросить, повторить задание, рассказать, как его надо выполнить. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться с просьбой к взрослому, необходимо поздороваться, спросить вежливо, поблагодарить, перед уходом попрощаться.
В старшей и подготовительной группах расширяются физические возможности детей, накапливается опыт самостоятельного выполнения поручений. Многие поручения начинают входить в круг их обязанностей, носят постоянный, систематический характер. Качественно меняется не только содержание поручений, но и задачи их выполнения.
В работе с детьми 5-7 лет широко используются длительные поручения (однодневные, многодневные) : принести спичечные коробки, цветные нитки, открытки, картинки, природный материал. В привлечении старших дошкольников к труду, большое воспитательное значение имеют поручения коллективного характера. Такие поручения связаны с содержанием разных видов труда : хозяйственно-бытового, труда в природе, ручного труда. Общее задание требует от детей согласованности действий, умения договориться, планирование своей деятельности в коллективной работе.
На старших ступенях дошкольного воспитания качественно меняются методические приемы руководства трудом детей. Учитывая их возросший опыт, знания и умения, следует меньше показывать, указывать, а предоставлять большую самостоятельность для выполнения работы, проявления творчества, смекалки, трудовых и волевых усилий.
Список использованной литературы:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. -184с.
2. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», -1983 – 208с
3. Старший воспитатель // № 12. Декабрь, 2013г. М., 2013.