Обухова Надежда Владимировна
Консультация для воспитателей «Познавательные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Познавательные сказки» - первая ступень на пути знакомства с окружающим миром.
Любые знания и представления об окружающем мире можно преподнести детям в форме игры, путешествия или сказки. Сказка в увлекательной форме вводит детей в окружающий мир, помогает лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Через сказочные образы педагог может найти подход к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необычные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Познавательные сказки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
По мнению К. С. Аксакова, «сказка является эпическим произведением, преимущественно прозаическим, волшебного, авантюрного или бытового характера, которое преподносится сказочником и воспринимается слушателями, как вымысел». В дошкольном возрасте дети познают и открывают для себя всю картину мира. Научные знания об этом мире часто недоступны детям без специальной подготовки и очень вредны для их психического здоровья. Детское мышление решает проблему неопределенности взаимоотношений ребенка с предметным миром, которая усугубляется в силу недостаточности знаний, жизненного опыта детей, неразвитости логического мышления. Решение этой проблемы осуществляется дошкольником в формах мифологического мышления, средством которого является сказка.
Сказка позволяет детям в особой метафорической форме обозначить для себя теоретические вопросы об устройстве мира (о добре и зле, жадности и щедрости и т. д.) и решить проблему неопределенности, т. е. прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира. Для детской картины мира характерны субъективные отношения с предметным миром и живой природой (одушевление, что позволяет ребенку сделать мир доступным для понимания.
Из всего этого следует, что познавательная сказка - это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы.
Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. В исследовании Н. А. Рыжовой предлагаются пути выбора сказок, наиболее ценных с экологических позиций. Она отмечает, что в сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции и праздники.
Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Дошкольники учатся устанавливать последовательность отношений, выстраивать логические цепочки, аргументируя их, пополняется активный словарь детей. Сказки формируют экологические представления, способствуют движению мысли ребенка.
Как рассказывать познавательные сказки?
Познавательные сказки нужно рассказывать, а не читать, так как в рассказе они звучат более правдоподобно. Именно рассказывание помогает ребенку из пассивного слушателя и бездеятельного наблюдателя превратиться в активного участника сказки.
Прежде чем рассказывать сказку, взрослый должен сам поработать с текстом: выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данной сказки; подготовить наглядный материал.
Чтобы настроить детей на слушание сказки можно использовать сюрпризные моменты (появление персонажей из сказки, волшебного сундучка и пр., волшебные слова, книжки – самоделки и др.
Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.
Сказку надо рассказывать эмоционально, выразительно, ярко; педагог должен выступать как артист, рассказчик и режиссер волшебного спектакля, активными участниками которого являются дети.
В процессе рассказывания сказки следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала.
С целью активизации мыслительной деятельности дошкольника можно применять наглядность (разнообразные театры, иллюстрации к сказкам с изображением героев и пр., а также проблемные ситуации.
Прежде чем рассказывать сказку, необходимо продумать мотив для организации взаимодействия детей и взрослых в совместном поиске решений.
По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала для самостоятельных упражнений.
Необходимо настраивать детей на сотрудничество, а не на соревнование, не забывая при этом, что и познавательная сказка несет в себе нравственный смысл.
Таким образом, организация образовательной деятельности с использованием познавательных сказок, положительно влияет на более прочное усвоении детьми знаний и представлений об окружающем мире, а также помогает им ощутить силу своего интеллекта.
Познавательная сказка об одуванчике для детей младшего школьного возраста.
Ветерок сказал одуванчику :
- Что это ты тут один на всю поляну раззеленелся?
На что маленький одуванчик спокойно ответил:
- Я не один и никогда один не бываю, нас всегда много, потому что мы – семья.
Ветерок задумался, облетел полянку, пошелестел сухой прошлогодней травой. Зябко стало молоденьким листочкам и растение попросило:
- Ветерок, ты еще такой холодный, не надо так дуть – я замерзаю.
- Ну и что, - ответил ветер, - ты – бесполезная трава, тебя вон и с огородов как сорняк убирают!
Одуванчик обиделся:
- Почему я бесполезный? Ты просто не знаешь ничего! Понимающий человек мои нежные листочки в салатик ранней весной добавляет и в борщик зеленый со щавелем и молодой крапивой. После зимы люди сильно ослабевают: солнышка мало – витаминов мало, часто болеют, а я помогаю им восстановить силы и здоровье.
- Ну, размечтался! – презрительно хмыкнул ветер, надул щеки и улетел к деревьям шуметь в их еще пустой кроне.
Шло время. Солнышко светило все ярче, становилось теплее. Одуванчик подрос, окреп. Подросли и зазеленели его сородичи. Полянка стала совсем зеленой, веселой. Ветер тоже заметно потеплел и подобрел. Теперь он все время весело резвился в зеленой листве деревьев. Однажды, посмотрев вниз, ветер увидел ярко желтую поляну – одуванчики расцвели. Цветочки слились в один большой, мягкий и душистый ковер. Удивился ветер: «А ведь одуванчик был прав, их очень много и как красиво!» Среди множества цветов он отыскал своего знакомого и сказал :
- Красиво конечно и пахнет приятно, но все-таки бесполезна твоя красота.
- Хоть ты и повзрослел заметно, - ответил одуванчик, - так ничего и не понял. Понаблюдай за поляной!
Ветер послушался и остался.
Как только сошла утренняя роса, на поляне появились первые насекомые: пчелки, бабочки, шмели. Они сновали от цветка к цветку, перенося на своих пушистых лапках пыльцу. «Ну и что, - подумал ветер», - кушать надо всем. Через время на полянке появилась бабушка с палочкой и стала бережно срывать цветочки и складывать их в пакетик. Ветер спросил у одуванчика, зачем она это делает, на что цветочек ответил:
- Люди собирают наши цветки и настаивают их на спирту, а полученной настойкой растирают спину, ноги, все больные места, это очень помогает. Я же говорил тебе, что мы, одуванчики, лекарственные растения. Понял?
- Кажется да, - сказал ветер.
Очень скоро на поляну прибежали дети. Они стали собирать цветочки одуванчиков в свои корзинки.
- А этим зачем ваши цветочки, им растирка не нужна, вон как резвятся.
Рассмеялся одуванчик:
- Да ты совсем ничего не знаешь, они нас для лакомства собирают. Мама им варенья сварит и будет оно сладкое и душистое как мед, будет напоминать о весне и о нас таких полезных.
Потом девочка сплела венок из одуванчиков, одела его на головку и дети веселые и довольные пошли домой, а ветерок нашел укромное местечко в ветвях деревьев и задремал.
Наступили первые, по-настоящему жаркие летние деньки. Даже ветру стало жарко. «Что-то я совсем разомлел, - подумал ветер, - а ведь надо за дела приниматься, там кустик обдуть, а вон дереву совсем жарко!» Да, заметно повзрослел ветер, о других думает. Долетев до знакомой полянки, вспомнил ветер о раннем весеннем цветочке: «Как он там, интересно?» Посмотрел вниз, а там все белое, пушистое, посмотрел вверх – солнце светит, жарко, птицы щебечут, мошки вьются. Что такое? В чем дело? Опустился ниже. Хоть он и осторожно спускался, но ветер есть ветер. От его дыхания поднялись в воздух облака белых зонтиков.
- Что, удивился? - услышал ветер знакомый голосок, - это мы, одуванчики, рассеиваем так на зонтиках наши семена, чтобы как можно больше пользы и красоты всем принести. А помогаешь нам ты, ветер!
Ветер осмотрел цветок. От былой красоты остались только щеки.
- Ничего, - заметил одуванчик, - я ведь тебе говорил, что нас много. Вот уже вокруг меня мои детки зацветают, да и я еще за лето до самой осени не раз зацвету всем на радость и на пользу. Понял теперь какие мы полезные?
- Да уж, как не понять, только ведь и я к этому отношение имею.
И с этими словами, ветер, деловито подхватив зонтики, полетел прочь – ведь тут недалеко он видел еще не заселенную одуванчиками очень солнечную полянку. А ведь одуванчик был прав, их очень много и как красиво!
Используемая литература:
1. Л. Н. Вахрушева Познавательные сказки для детей 4-7 лет. ТЦ Сфера
Москва 2012.
2. Л. Н. Вахрушева Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебн. пособие / Л. Н. Вахрушева. – М. :
ФОРУМ, 2009.
3. https://www.tikitoki.ru/category/story-poznavatelnye-rasskazy-dlja-detej