Екатерина Бастрыгина
Консультация для воспитателей «Дидактические сказки по математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические сказки по математике
Для большинства взрослых математика — очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятно это Эту нелюбовь и страх перед математикой родители часто передают и своим детям.
А что говорить о дошкольниках? Если в детском сад; дети станут сравнивать занятия математикой с музыкальными, физкультурными, занятиями по изобразительной деятельности, это сопоставление будет не г пользу математики. Сиди за столом, слушай объяснения и указания, отвечай, только когда спросят — скучно!
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические сказки по математике“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Как же сделать, чтобы изучение математики стало интересным?
Что же любят дети? Например, сказки. Это и увлекательно и занимательно. А что если сказку объединить с математикой, чтобы было интересно и полезно?
Но это соединение должно быть органичным, чтобы не превратить обучение в просто развлечение или «засушить» сказку обилием сложных математических понятий. Чтобы избежать этих недостатков при создании математических сказок, были выработаны определенные требования, которым они должны соответствовать:
— математическое содержание сказки должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования детей данного возраста;
предлагаемые в ней задания должны быть направлены в основном на актуализацию знаний, формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, таким образом развивая у детей творческие способности, сообразительность, смекалку и т. п. ;
— сказка должна сохранять все свои внешние и внутренние атрибуты, например путешествия, приключения, фантастические ситуации, волшебство, сказочных героев и т. д. ;
— в сказке должны быть предусмотрены какое-либо время на обдумывание каждым ребенком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала;
— сюжет должен быть наглядно проиллюстрирован;
— целесообразно включать в сказку игровые и занимательные задания, динамично сменяющие друг друга;
— содержание сказки должно решать не только обучающие, развивающие, но и воспитательные задачи (воспитывать доброту, желание помочь дру-гому, развивать чувство юмора и др.);
— с целью поддержания постоянного интереса к занятиям по математике можно использовать математические сказки по принципу «сериала с про-должением».
Постоянные герои сказки — члены семьи геометрических фигур: папа Прямоугольник, мама Овал, сынок Квадрат, дочка Кружок. Использовался прием олицетворения математических знаков — жителей разных городов математической страны, по которой путешествовали герои (цифры, знаки сложения и вычитания, точка и др.).
Благодаря необычному сказочному сюжету математическая деятельность заинтересовывала детей, так как их естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляла приложить максимум усилий для выполнения заданий.
Для наглядности использовался фланелеграф, который позволял демонстрировать действия героев и показывать результаты этих действий. Дети видели, для чего нужно выполнять определенное задание и каков будет результат ( например: повернуть направо, чтобы не попасть в болото; подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук и выручить ма-ленькую волшебницу). Это помогало детям лучше понять, как можно использовать математические знания в жизни. Для каждой части сказки фланелеграф оформлялся по-разному. По ходу развития сюжета оформление динамично менялось, что позволяло поддерживать внимание и интерес детей в течение всей деятельности. Таким образом работа по обучению математике превращалась в театр на фланелеграфе. Благодаря смене различных видов деятельности детей подобная форма обучения практически не требует прове-дения физкультминуток. Дети увлекаются сказочным сюжетом и не устают в течение длительного времени.
Интерес поддерживается и тем, что перед детьми ставится цель, к которой они должны в конечном итоге прийти (попасть в Замок математических знаний) на протяжении нескольких сказок. Это заставляло детей ждать каждой новой математической сказки, чтобы как можно быстрее достичь цели.
Цикл дидактических сказок по математике
Математические сказки
(для детей четвёртого года жизни).
Способность ребенка на четвёртом году жизни управлять своим вниманием невелика, особенно трудно напрявлять внимание на что - либо с помощью слов. процессы памяти в этом возрасте остаются непроизвольными. При реализации образовательной области «Познавательное развитие» в части формирования элементарных математических представлений у детей мы используем художественную литературу: стихи, потешки, сказки.
Сказка для ребенка — маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. На четвертом году жизни ребенок готов к восприятию сказки, поскольку кумулятивная композиция сказки по сути своей — серия потешек, с которыми ребенок знакомится в раннем возрасте.
Сказка «Три медведя» учит детей сравнивать предметы разной величины и количество «больше», «меньше», «поровну». Сказка «Колобок» знакомит их с формой предметов. Стихотворение И. Токмаковой «Медведь» и сказка «Маша и медведь» помогают детям освоить пространственные направления. Стихотворения А. Блока и Ю. Яковлева знакомят с пониманием и различением частей суток.
Спя г луга, спят леса.
Пала свежая роса,
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит, Малым детям спать велит.
А. Блок
Если звонко за окном Защебечут птицы.
Если так светло кругом,
Что тебе не спится.
Если радио у вас вдруг
заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило.
Ю. Яковлев
Когда мы поняли, что материал по формированию элементарных математических представлений легче усваивается через художественное слово, стали придумывать математические сказки, оставляя тех же героев, но с изменением сюжета и наоборот.
В результате у детей сформировались все необходимые интегративные качества в данном возрасте. Дети стали более внимательными, научились слышать и слушать, понимать инструкцию воспитателя, значительно улучшились память и речь. Дети научились действовать с различными предметными группами, сравнивать их количество, различать геометрические фигуры, получили представление о частях суток, величине и ориентировке в пространстве,
В предложенных математических сказках проходит интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие». Используйте представленные сказки, придумывайте свои.
Сказка про Шанежку
«Как в избушке на краю села
Маня шанежку пекла.
Зазевалась Манюшка
Убежала шанежка.
Долго ли, коротко катилась Шанежка, притомилась. Лежит на зеленой травке и в небо смотрит. Смотрит и глазам своим не вериг: видит в небе шанежку желтую».
Воспитатель. Ребята, что увидела Шанежка?
Дети. Солнышко.
Воспитатель. Какой формы солнышко?
Дети. Круглой.
Воспитатель. Какой формы Шанежка?
Дети. Тоже круглой.
«Отдохнула Шанежка и покатилась дальше. Катилась, катилась и прикатилась к лесному озеру.
—Ой! —воскликнула Шанежка. — Еще одна шанежка, только голубая».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой формы лесное
озеро?
Дети. Круглой.
«Не заметила Шанежка, как ночь пришла, стало темно. Посмотрела она на небо и удивилась, что же случилось с желтенькой шанежкой, почему она побледнела?»
Воспитатель. Ребята. что увидела Шанежка на небе ночью?
Дети. Луну.
Воспитатель. Какой формы луна?
Дети. Круглой.
«Тут зайчик Шанежку поймал, Маше Шанежку отдал».
Воспитатель. Ребята, вам понравилась сказка про Шанежку? Какой она формы? А что ещё
бывает круглым?
Дети отвечают.
По желанию дети рисуют круглые предметы из сказки.
Сказка про смоляного бычка
«Однажды Танюшка гнала своего смоляного бычка пастись, оставила на лужке, а сама в лес убежала за ягодами. Бычок ест траву, хвостиком помахивает. Выскочил из леса зайчик - удивляется: что за бычок здесь гуляет? .
Подбежал к нему, тронул лапой и прилип. Вышла из леса лиса - увидела зайца, подкралась, хотела схватить его, да и завязла в смоле. А бычок повернулся и пошел домой.
Дед с бабкой рады: "Будут у Танюшки шапка да шубка".
Не губите нас. — закричали звери, — мы вам гостинцев принесем.
Сжалился дед и отпустил их.
Под вечер сели дед, бабка и Танюшка на крылечко. Глядят, бежит лисичка, скачет заичик и спорят о чем-то.
- О чем вы спорите? — спрашивает дед.
Заяц говорит:
- Моя красная ленточка длиннее!
Лиса:
- Нет, моя зеленая длиннее!»
Воспитатель. Ребята, как
разрешить спор между лисой и зайцем? Что нужно сделать?
Дети. Наложить красную ленточку на зеленую, подложить зеленую под красную.
Воспитатель. Ребята, берем ленты и находим длинную. Что получилось?
Дети. Красная длиннее, так как зеленая закончилась.
Воспитатель. Красная ленточка полностью закрыла зеленую. Предлагаю еще обвязать зеленую ленту вокруг головы. Хватает ее длины?
Дети. Нет.
Воспитатель. Повязываем красную. Хватает?
Дети. Да.
Воспитатель. Значит, красная лента — длиннее, а зеленая — короче. Повяжем вокруг талии.
Дети. Зеленой ленты не хватает, красная завязывается.
Воспитатель. Значит, красная лента — длиннее, а зеленая короче.
«Так вот, лисонька, — говорит дед, — твоя ленточка короче, а зайкина длиннее. Спасибо вам, зверята, за ленточки для Танюшки».
По желанию дети рисуют и закрашивают короткую и длинную ленточки.
Сказка про Машеньку
«Пошла как-то Машенька в лес по грибы да ягоды. Вдруг пошел дождь, куда от него скрыться? Видит Машенька: среди елок избушка стоит. Зашла она в избу, видит на столе пузатый самовар, вазочки с малиновым вареньем и медом. «Видно, большие сластены здесь живут», — подумала девочка».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто живет в избушке?
Дети. Медведи.
«Стала Маша чашки считать: одна большая, одна поменьше, одна самая маленькая».
Воспитатель. Сколько чашек насчитала Маша?
Дети. Три, много.
«Стала блюдца считать: одно большое, одно поменьше, одно самое маленькое.
“Интересно, — думает Маша,— чего больше: чашек или блюдец?”»
Воспитатель. А вы, ребята, как думаете? Что нужно сделать Маше, чтобы узнать?
Дети отвечают.
Правильно, нужно чашечку поставить на блюдце, так Маша и сделала. «Большую чашку поставила на большое блюдце, чашку поменьше — на среднее блюдце, а самую маленькую чашечку — на самое маленькое блюдце».
Воспитатель. Всем блюдцам хватило чашек? Всем чашкам хватило блюдец? Есть чашка без блюдца? Есть блюдце без чашки?
Дети отвечают.
Значит, блюдец и чашек поровну, одинаково. А как можно еще сказать?
Дети. Блюдец столько же, сколько и чашек. Чашек столько же, сколько и блюдец.
«Взяла Маша миску, отсыпала ягод — угощение сластенам. Вышла на крылечко, увидела, что дождик кончился, и отправилась домой».
Проводится подвижная игра «У медведя во бору».
По желанию дети рисуют три круга: большой, средний, маленький. Это блюдца. На большом круге — большой квадрат—большая чашка, на среднем круге — квадрат поменьше — средняя чашка, на маленьком — маленький квадрат — самая маленькая чашка.
Сказка про сутки
«В некотором царстве, в некотором государстве случилась беда: царицей этого государства стала Путаница. Она перепутала все времена суток: после утра сразу наступал вечер, а потом — день.
Ночь царица спрятала в темнив за семью замками. И жители? этого государства стали грустными печальными».
Воспитатель. Ребята, как можно помочь жителям этого детства-государства?
Дети высказывают предположения.
Правильно, нужно помочь жителям распутать времена суток. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывайте, про какое время суток я загадала.
. пришла.
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Заперла ставенку:
«Засыпай, бай-бай».
Какое это время суток?
Дети. Ночь.
Воспитатель. Как вы это узнали?
Дети отвечают.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением данном: времени суток.
Правильно, ночь. Ночью темно все спят, окна закрывают, только сверчки поют. Слушайте дальше
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок,
Встала маменька,
Открыла ставенку:
«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»
Какое это время суток?
Дети. Утро.
Воспитатель. Как вы это узнали?
Дети отвечают.
Утром светает, петушок поет, солнышко встает.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением данного времени суток.
Слушайте дальше.
Коза-хлопота!
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь.
Малых деток беречь.
Какое это время суток?
Дети. День.
Воспитатель. Как вы это узнали?
Дети отвечают.
Правильно, день. Днем все дела переделать нужно.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением данного времени суток.
Слушайте дальше.
Ой, в зеленом бору Ходит дед ввечеру,
Ходит дед по траве,
Носит сон в рукаве.
Какое время суток?
Дети. Вечер.
Воспитатель. Как вы это узнали?
Дети отвечают.
Правильно, вечер. Вечером все устают и готовятся ко сну.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением данного времени суток.
Вы молодцы, все загадки отгадали, помогли жителям царства освободить ночь из темницы.
А сейчас, чтобы навсегда прогнать Путаницу из царства-государства, нарисуем сутки.
По желанию дети берут круг, разделенный на четыре части.
Одна часть — утро, закрасим ее в розовый цвет. Другая—день, оставим ее белой. Третья — вечер — синий, и последняя часть — ночь — фиолетовый.
Какие вы молодцы, мы получили с вами модель суток и навсегда прогнали Путаницу.