Светлана Чекмарева
Консультация для воспитателей «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Мнемотехника для дошкольников (консультация для педагогов)
Слайд 2. Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.
Публикация «Консультация для воспитателей „Мнемотехника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Слайд 3. Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира.
С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. Затем информация кодируется в когнитивные структуры (т. е. в смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.
Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища.
Слайд 4. Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши - дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.
С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приему мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. Что такое мнемотехника?
Слайд 5. Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих общем памяти путем образования ассоциаций (связей).
То есть это своего рода конспекты в картинках. Эта технология органично встраивается в воспитательно – образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Слово «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.
Слайд 6. Они происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины. Дочь Земли и Неба. Мнемозина покорила своей красотой страстного и любвеобильного Зевса. К ней он явился в че обличье. Главный бог Олимпа соблазнил красавицу, притворившись простым пастухом. Девять ночей подряд Зевс делил ложе с прекрасной богиней. Плодом этого союза стали девять муз = покровительниц искусств.
Легенда говорит, что дочери Зевса и Мнемозины научили людей видеть и понимать красоту окружающего мира. Выбрав себе подходящего человека, они наделяли его талантом, которые настойчиво требовал выхода, реализации, так сказать, вдохновляли идеями. Затем музы открывали людям доступ к своей матери – Мнемозине, от которой те и получали необходимые знания для претворения этих идей в жизнь.
Богиня памяти в греческой миологии обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события. Ей же приписывалось и умения предвидеть будущее.
Слайд 7. Суть мнемотехники заключается следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.
Слайд 8. Можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он все равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешаннуе схемы из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему.
Слайд 9. Структура мнемотехники : мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемоквадраты – это яркие одиночные изображения.
Мнемодорожки – это уже квадраты из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения, разучить стихи, загадки и прочее, выполнить алгоритм действий.
Мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.
1. Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки –
Слайд 10. Мнемоквадраты. Напоминаю – это отдельный рисунок с определенной информацией, которое означает одно слово, словосочетание или предложение.
Самые известный мнемоквадрат, который знаком каждому – это знаки зодиака. Они помогают узнать, каким талантами и отличительными чертами мы обладаем.
Слайд 11. В нашем детском саду на шкафчиках, кроватках, в умывальных комнатах над полотенцами изображены какие – либо красочные предметы. Таким образом, каждый ребенок запоминает, что его вещи в группе – те, которые находятся под определенной картинкой, т. е. дети и взрослые ориентируются по ярким мнемоквадратам.
Слайд 12. Картинки с изображением последовательных действий начинают применять также с младшей группы ДОУ. На них могут быть изображены процессы мыть рук, одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.
На этом этапе можно проводить с детьми игры типа «Доскажи словечко»., педагоги:
Слайд 13. На-на-на –наконец пришла… весна, чи-чи-чи- прилетели к нам … грачи, ло-ло-ло-всем от солнышка … тепло.
Другие игры: «Найди пару», «Скажи по-другому»- старший дошкольный возраст+ «Скажи наобборот» (антонимы). Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки.
Слайд 14. Мнемодорожки – это таблица из четырех и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить предложения,
Слайд 15. Разучить короткие стихи, составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
В средней группе начинают работать с мнемотаблицами.
Слайд 16. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.
Слайд 17. Все мы слышали поговорки «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», но особо не задумывались к чему или к кому она относится. А ведь это есть расшифровка тех семи цветов радуги состоящих из начальных букв цвета – это и есть мнемофраза.
Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращается время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной деятельности, в любом виде деятельности.
Слайд 18. Мнемотаблицы бывают двух видов :
1-обучающие, содержат познавательный материал;
2-развивающие, содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.
Правила занятия по мнемотаблицам.
Слайд 19. Для того, чтобы занятия мнемотехников приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:
1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простыхмнемоквадратов, и лишь после из успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возрасте, не должно превышать 9.
4. Не стоит использовать более 2 различныхмнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только пожеланию ребенка.
Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в первый день могут использоваться таблицы на тему «осень», во второй –на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.
Слайд 20. Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для:
- обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов;
- в режимных моментах;
- в самостоятельной деятельности.
Слайд 21. Мнемотаблицы для составления рассказов.
В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицы – составляет интересный рассказ для ребят. Например: «Наступила зима». Педагогам: «Расскажите дальше по картинкам на экране».
Далее воспитатель предлагает малышам воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется не только в старших группах ДОУ, но и в логопедии для развития речи, исправления неправильного произношения и при лечении заикания у дошкольников.
Слайд 22. Составление описательного рассказа.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагаются теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Слайд 23. Мнемотаблицы при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинки (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Дети в детском саду повторяют за воспитателем фразы и показывают соответствующие картинки. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!
Слайд 24. Мнемотаблицы для пересказа.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят действующих лиц, и свое
внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Педагогам: «Узнали сказку на экране?» (Теремок).
Слайд 25. Мнемотаблицы для отгадывания загадок. Знакомые мнемотаблицы можно предложить детям для свободной самостоятельной деятельности.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками (ежик).
Сидит дед, во 100 шуб одет, кто его раздевает, то т слезы проливает (лук) и т. д.
Слайд 26. Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка- пруд- перечеркнутая рыбка. Это схемы для выражения, какого? «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Слайд 27. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное разучивание. Единственное предостережение – не следует перегружать малышей наплывом вновой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше образов. В дальнейшем это приводит к отказу работать с карточками.
Слайд 28. Этапа работы по мнемотаблицам.
Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
-закрепление информации.
Таким образом, в результате использования мнемотаблиц :
-расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Слайд 29. Очень важно, чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии ребенка. Кстати, для того, чтобы дошкольнику было легче и интереснее осваивать таблицы, можно рисовать их вместе. Главное, чтобы ребенок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – еще и предлагать придумывать собственные.
Слайд 30. По наблюдениям детских психологом малыши, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности.
Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приемы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребенок с раннего детства познакомится с этой методикой, тогда большие объемы информации точно не вызовут в нем растерянности и ужаса. Все новое будет ассоцииироваться судовольствием от игры и запомнится быстрее.
Слайд 31. Мнемотренировка или мнемомастер–класс. Показ пособий.
Слайд 32. Педагоги, без подсказки, рассказывают стихи. Выслушать 2-3 человека.
Слайд 33. Педагогам: «Какой вид мнемотехники вы увидели?»
Слайд 3. Стихотворение Агнии Барто «Лошадка».
Педагогам: «Перед вами известное стихотворение Барто, на листочках закодируйте этот стих. Помните, что одним из главных принципов мнемотехники является лаконичность. Не должно быть ничего лишнего, все изображать, как можно более просто. Пусть Вас посетят музы детей Мнемозины и Зевка».
Педагоги под легкую музыку выполняют задание. Разобрать 2- 3 рисунка желающих.
Слайд 35. Игра «Художник».
Каждый педагог должен нарисовать мнемоквадрат на данное только ему слово. Одним из ключевых моментов при создании мнемоквадратов является принцип использования стереотипов и привычных ассоциация.
Слайд 36. Все мнемоквадраты сложить и прочитать стихотворение:
Плачет девушка на стоянке, сидя в новеньком ВМВ, вся в слезах и губной помаде, 3 педальки, а ножки две.
Слайд 37. Педагогам: «Желаю Вам и дальше так же весело и не принужденно заниматься мнемотехникой со своими воспитанниками. И вот такое мнемопожелание. Отгадайте сами.
И в радости, и в горе, каким бы не был стресс. Держите под контролем мозги, язык и вес».
Слайд 38. Спасибо за внимание.