Ольга Павлюкс
Консультация для родителей «Познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь?
Будет им она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребёнка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения. При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвящённых изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Определённую категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют как называемые «интеллектуально пассивные», дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь преображаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость.
Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. Например, Ира заинтересовалась жизнью муравьёв. Она подолгу наблюдала за муравьями и узнала много нового; муравьи рано просыпаются, часто тащат груз значительно крупнее их самих.
С другой стороны, знания побуждают ребёнка к размышлению. Так, однажды Ира с удивлением увидела, что «двери» муравейника закрыты. Старший брат объяснил ей, что есть такая примета: перед дождём муравьи закрывают ходы муравейника. Дальнейшее наблюдение Иры убедило её в верности этой приметы.
В дошкольном возрасте детей привлекает всё новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребёнка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребёнка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий он сделает! Ребёнок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветов слетаются много насекомых, что семена растений лёгкие, как парашютики.
Познавательный интерес дошкольников отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом. Приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите с ним какие – либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.
Интерес, осуществлённый в деятельности, становится спокойным и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Приведё м пример: Серёжа взял альбом с марками, полистал его и закрыл. Рядом сел папа: «Давай, сынок, посмотрим вместе». Завязалась оживлённая беседа о парусниках, ледоколах, крейсерах и линкорах, изображённых на марках. Сколько интересного узнал мальчик, хотя кое – что папа рассказывал и показывал раньше. Но дошкольнику свойственна потребность в повторных восприятиях того, что он видел, о чём уже слышал. Эту потребность необходимо удовлетворять, так как благодаря ей уточняются детские представления, углубляется познавательное отношение ребёнка к окружающему миру.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.