Марина Седова
Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается в центре внимания общества.
Полноценное физическое развитие дошкольников – это прежде всего своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно – волевых черт личности.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ног ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на оздоровление, закаливание детского организма: совершенствуется механизм саморегуляции, повышаются иммунологические свойства. Улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Увеличивается выносливость. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые дети боятся входить в воду. Психологами установлено, что главная опасность на воде не действие с ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому обучение плаванию направлено на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Плавание - это здоровье.
Плавать – значит оздоравливаться.
Наиболее сильным закаливающим средством является купание в бассейне. Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости в условиях детского сада во многом зависит от регулярного посещения бассейна.
При регулярном проведении занятий обязательно чередую физическую нагрузку и отдых, смену упражнений и игр. Вначале происходит подготовка детского организма к плаванию - упражнения с элементами плавания. Например: «"Цапля" -дети идут высоко поднимая бедро, в дальнейшем амплитуда работы от бедра используется при плавании, «Гуси идут» - ходьба, руки за спиной, наклонившись вперед, в дальнейшем -стартовое положение при отталкивании, «Краб» ходьба боком, изменение положения тела в воде, «Рак» - ходьба спиной, и др. Различные виды бега : «Гуси полетели - с маховыми движениями руками, «догони рыбку» - бежать с высоким подниманием бедра, «Лягушата» - разнообразные прыжки на двух ногах, согнув ноги и руки, прыжок вверх из полуприседа, различные виды лежания на воде: «Звезда», «Медуза», «Поплавок», «Стрелка», «Винт». Выработать правильное дыхание помогают такие упражнения как: «Кораблик» - ходьба с опусканием лица в воду, с выдохом на звук «у», «Смотри на Пузырьки» - опускание лица с открыванием глаз, «У кого больше пузырей» - выдохи через рот и нос, «Бегемотики» - выдохи в воду, широко открывая рот для вдоха и др. Использую различные виды подныривания под предметы для задержки дыхания.
При подведении детей к освоению плаванием использую такие упражнения: плавание с помощью только ног, только рук различными способами «кроль», «брасс», смешанные виды плавания-руки кролем, ноги брассом или руки брассом – ноги кролем, работа одной рукой и ногами, с досками, с надувной игрушкой в одной руке, держась ногами за доску или круг. Затем плаваем в полной координации.
Учитываю особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка, что помогает достичь лучших результатов.
Особенно нравятся детям игры на воде, они способствуют не только оздоравливанию организма физически, но и укрепляют детей психически и нравственно. Игры в воде присутствуют постоянно. Они проводятся в интересной форме с использованием различных атрибутов. Плескаясь и играя, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности, страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения.
В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры использую для повторения, закрепления, совершенствования отдельных движений, достижения устойчивости и гибкости навыков.
Использую самые разнообразные формы: игровые упражнения, игры - забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования и эстафеты.
Такие игры как «Дождик», «Карусель», «Усатый сом», «Гуси», «Мы - веселые ребята», «Белые медведи» и др. - способствуют развитию умения продвигаться в воде.
«Пузырь», «Телефон», «Найди клад», «Поезд в тоннель», «Щука и рыбы», «Охотники и утки» и др. – способствуют овладению навыком погружения.
«У кого больше пузырей», «Насос», «Пузырь» - навыки правильного дыхания.
«Море волнуется», «Дельфины в цирке», «Буксир», «Затейники»- способствуют овладению навыком лежания на воде, скольжения.
Во время игр и упражнений ребенок преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие, радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия.
Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям.
У здоровых закаленных детей всегда здоровый вид, хороший аппетит, спокойный сон, они могут без вреда для здоровья даже зимой долго находиться на прогулке, хорошо переносят разницы температур. Кора головного мозга ребенка быстро уравновешивает образование и расходование тепла в организме и не допускает тех болезненных состояний, которые возникают у незакаленных детей, которые не систематически посещают бассейн.
Положительный эффект закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания: индивидуального подхода при выборе плавательных процедур, постепенности, а также при систематичности и постоянстве посещения бассейна.
Таким образом : регулярные занятия плаванием оздоравливают организм, не только предупреждают заболевания, но и лечат. В отличие от других систем, плавание развивает в организме симметрию, координацию и выносливость, стимулирует внутренние органы и обуславливает их гармоничное развитие.