Лучший педагог года

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Елена Коробкова
Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы, с каждым годом увеличивается. В ходе многочисленных бесед с родителями меня насторожило одно обстоятельство: во всех таких разных и непохожих друг на друга семьях присутствовало одно сходство – современные родители перестали уделять должное внимание чтению книг, в частности сказок.

Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей; Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей художественными произведениями.

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи у дошкольников. Если говорить традиционно, то тексты расширят словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать устную речь детей эмоциональной, образной, красивой. Какие же методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи?

Во-первых, умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).

Во-вторых, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок, лесовик);

- срифмовать два слова (кузнец-удалец, а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого-по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т. д.

Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, воспитатель записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

Считается, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, почти к каждому произведению подбираю специальные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышами и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, расширяю кругозор детей, их представление о народных традициях и обрядах.

А когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.

Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу – придумывали иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Так, к примеру, к сказке «Рукавичка» можно предложить следующие новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т. д.

Работа со сказками идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сказку в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «введение частицы «не» (Не репка выросла на грядке, а… Не Красная Шапочка, а… Не Иван-царевич, а).

Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказками :

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и, в то же самое время, смешное слово, к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»;

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука, - му,ка, (собачий хвост – собачий характер);

- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);

- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».

Важным также является взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «определите лишнее слово». Дети должны по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух, - дети определяют как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Сказка способствует и обобщению. Для этого предлагается использовать игру - задание «Интервью». Для большей достоверности дети берут в руки микрофон. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.

Особо обращаю внимание на развитие у детей воображения до такого уровня, который помогает им различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для школьника; оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

А вот еще один метод для развития мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. Это нелегкая работа. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителем и организатором является воспитатель.

Каждая личность – клад фантазии. Убеждена в том, что у детей достаточно изобретательности. В целом, изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. Ребенок изобретает. То есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и разнопланово:

- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака и пр.);

- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой, неодушевленные предметы (мама – цветок, я – Иван-царевич, папа – тучка и т. д.);

- составлять фантастические сказки о себе.

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что любое художественное произведение при правильном подходе помогает развивать речь ребенка, но более эффективно это делают сказки. Ведь сказка одно из первых художественных произведений в жизни ребенка. Из сказок дети черпают самые первые представления об окружающем мире, об отношениях между людьми и животными, о понятии добра и зла; учатся понимать горе сказочных героев, сопереживать им, извлекают первые жизненные уроки. Сказка, в отличие от рассказов и повестей, легче воспринимается ребенком. Ее содержание более доступно для понимания детским умом, потому что сказка рассчитана на детей и испокон веков сказки сочинялись для детей. В любой сказке есть волшебство, превращения, что очень увлекает и заинтересовываетдетей, поэтому дети очень любят сказки : они их смотрят, рассказывают, слушают, рассматривают сказочных героев, картины, а также дают характеристики поступкам героев, повторяют реплики - всё это способствует развитию речи детей.

Публикации по теме:

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Консультация для педагогов и родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей дошкольного возраста» Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Она важна.

Консультация для родителей на тему «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста» Приняв во внимание данную тему, я решила донести до вас наши уважаемые родители, так какую же роль, играют подвижные игры в развитии движений.

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии дошкольника» Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии скоростных способностей у детей дошкольного возраста» Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Психологи и педагоги рассматривают.

Консультация для воспитателей «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста» Сказка – это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Опыт работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». В течение дошкольного детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 октября 2018 в 16:26
+80Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Коробкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД