Татьяна Мелешкина
Консультация для воспитателей на тему «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность»
Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная задача настоящего времени. Правильно организованное, систематически осуществляемое в детском саду под руководством педагогов, обладающих экологической культурой, оно значимо и с позиций личностного развития ребенка, оказывая интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
Систематическая и комплексная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствует:
-очевидному становлению у дошкольников начал экологической культуры;
-формированию эмоционально–доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;
-развитию интереса и любви к родному краю, формированию представлений об экологических проблемах родного города;
-уточнению, систематизированию и углублению знаний о живой и неживой природе;
пониманию причинно– следственных связей внутри природного комплекса: знакомству с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;
-умению создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
-ответственному и бережному отношению к домашним животным, к растительному богатству нашего края;
-формированию представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;
-охране и укреплению здоровья детей, их правильному взаимодействию с природой;
-формированию представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего е познания. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно- образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе детского сада активно используется метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность всегда носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители.
Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Разработка экологических проектов
Значимую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи (1859-1952).
Высокий уровень поисковой активности – это видовое отличие человека.
Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость знаний, и они будут лучше усваиваться.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.
Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:
В центре внимания – ребенок.
Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:
1. Доминирующая в проекте деятельность :
исследовательский проект (например, «Дерево», «Птицы нашего края» и др.);
практико-ориентированный (например, «Праздник у ворот» и др.); творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наоборот» и др.); игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).
2. Предметно-содержательная область :
монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы); межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).
3. Характер контактов:
среди детей одной группы;
среди детей нескольких групп;
среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т. д.
4. Количество участников проекта :
индивидуальный; парный; групповой;
коллективный.
5. Продолжительность проекта :
краткосрочные (1 или несколько занятий – до 1 месяца); среднесрочный (от 1 месяца – до 2- 3 месяцев);
долгосрочный (от 3 месяцев – полугодовой и дольше).
Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др., партнера, консультанта.
Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие требования к ее использованию:
- Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- Самостоятельная деятельность детей.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).
Безусловно, что, говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Е. Евдокимова выделяет три уровня проектной деятельности дошкольников.
1. Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).
Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.
Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно- исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!»,
«Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».
2. Развивающий (5-6 лет).
К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт : опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.
3. Творческий (6-7 лет).
К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально- волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.
Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:
Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
Постановка проблемы.
Постановка цели.
Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам. Промежуточное обсуждение полученных данных.
Защита проектов.
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.
Вывод: От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.
Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.