Маркевич Надежда
Консультация для воспитателей «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя работа по трудовому воспитанию началась с приходом ко мне детей раннего возраста. Как они стараются сами зачерпнуть кашу ложкой и поднести ее ко рту, натянуть носочки, надеть сандалии. Но какой для них это тяжкий труд! Ложка почему-то частенько теряет кашу на полпути ко рту. Колготки никак не натягиваются, как их не тяни. А сандалии вообще, как лягушки, норовят куда-нибудь запрыгнуть, только не на ножку. Меня восхищает, с каким упорством маленькие непоседы стараются стать самостоятельнее. Конечно же, я не могла оставаться в стороне и захотела помочь им а этом сложном пути взросления.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Я определила для себя цель моей педагогической деятельности -формирование трудовых навыков у младших дошкольников через игровые ситуации.
В соответствии с ФГОС ДО, учетом закономерностей детского развития я выделила ряд задач своей деятельности:
- создать условия для обучения детей трудовым умениям, планированию своего труда;
- развивать практические навыки и умения, способствующие самостоятельности младших дошкольников;
- воспитывать нравственные мотивы деятельности (стремление к качественному результату труда и ощущению радости от собственного труда).
В младшем дошкольном возрасте формирование практических навыков требует его многократного повторения. Ну какой же малыш выдержит такое? В работах педагогов по системе трудового воспитания дошкольников (Р. С. Буре, Е. И. Радина, М. В. Крулехт и др.) показано, что включение элементов игры в процесс формирования у детей трудовых навыков создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее достигают результата. В работах педагогов и психологов (А. Н. Фролова, Н. Я. Михайленко, Е. В. Зворыгина С. Л. Новоселова и др.) раскрыта структура игровых ситуаций и определена роль педагога в ней: он не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрирует образцы поведения в жизни.
Игровая ситуация - форма совместной деятельности педагога и ребенка, которая создается для решения конкретных воспитательно-образовательных задач. Выделяют четыре вида игровых ситуаций :
- иллюстрации - с помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей для демонстрации образцов социально приемлемого поведения;
- упражнения - ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации - упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных практических действий.
- проблемы - ставят ребенка в активную действующую позицию при попытке решения поставленной проблемы. Их применение в младшем дошкольном возрасте позволяет детям научиться оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с пережитым опытом и преобразовывать его.
- оценки - анализ и обоснование принятого детьми решения, его оценка со стороны самих детей. Применяются в старшем дошкольном возрасте.
Мною используются следующие игровые ситуации : иллюстрации, упражнения, проблемы, которые я применяю при формировании навыков самообслуживания, в хозяйственно - бытовом труде и труде в природе.
Ситуации - иллюстрации и ситуации - упражнения помогают становлению навыков самообслуживания у младших дошкольников. В игровых ситуациях "Научим куклу (мишку) мыть руки", "Купание куклы" формируется интерес детей к правилам личной гигиены, последовательность действий при мытье, купании. В упражнении "Сделаем лодочки", "Мыльные перчатки" дети тренируют практические навыки : засучить рукава ("Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!", открыть кран, сложить ладони рук "лодочкой" и т. д. Упражнение "Сухие ручки" помогает научить детей пользоваться индивидуальным полотенцем и насухо вытирать им руки:
Болезней Маша не боится, так как любит чисто мыться.
А закончив умываться, надо сухо вытираться!
Ситуации - иллюстрации "Обед у кукол", "Накорми куклу", "Убери со стола", "Вымой посуду" помогают сформировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду, уборке посуды после еды. Дети учат игровые персонажи не испачкать одежду во время еды (можно завязать нагрудник, положить салфетку на колени, показывают, как пользоваться салфеткой. Практическое упражнение "Послушная ложка" развивает навык правильного удержания ложки во время еды:
Если так держать, то с ложки будут падать капли, крошки.
Так держите, детки, ложку (показать, как, набирайте понемножку!
Чтобы упражнение не наскучило детям, я использую различные материалы (крупа, песок, вода, которые необходимо переложить, перелить при помощи ложки. Упражнение "Чистый ротик" учит детей пользоваться салфеткой после еды.
Ситуации - иллюстрации "Оденем куклу после сна","Приведи куклу в порядок", "Кукла хочет гулять" формируют у детей интерес к самостоятельным действиям при одевании, раздевании. Дети учатся правильно соотносить предметы одежды с частью тела, знакомятся с различными видами застежек. Практические упражнения "Оденемся на прогулку", "Оденемся после сна" закрепляют навык последовательного одевания - раздевания.
Ситуации - иллюстрации "У Маши убежали игрушки", "Где спрятались игрушки", "Грязные машины" воспитывают привычку убирать за собой игрушки и формируют бережное отношение к ним. Выполняя практические упражнения "Наведем порядок", "Домик для игрушек", дети убирают игрушки, ухаживают за ними (моют) :
Настя у нас зайчик, зайчик - побегайчик.
Она игрушки соберет и на место отнесет!
Проблемные ситуации подбираются с учетом возраста детей и их опыта. Например, "Как достать игрушку из-под кровати?", "Как полить цветы без лейки?", "Как играть в песок без совка?". Часто перед решением проблемной ситуации проводилась предварительная работа. Решая проблему как достать игрушку из-под кровати, я показала детям варианты использования палочки в качестве предмета - заместителя. С помощью палочки дети придвигали к себе предметы, которые невозможно достать рукой, выталкивали игрушки из узких цилиндров, в которые не помещалась рука. При решении проблемы "Как полить цветы без лейки?" мы переливали воду из одной емкости в другую с помощью ложки, чашки, стаканчика.
Перспективы развития педагогического опыта:
- пополнение и обогащение предметно-развивающей среды группы для освоения детьми новых практических навыков;
- создание банка игровых ситуаций в ДОУ для приобщения дошкольников к трудовой деятельности;
- интерактивная форма сотрудничества с родителями посредством создания сайта группы.
Уровень овладения ребенком трудовых навыков связан с развитием его самостоятельности, активности, ответственности. Важно не затормозить эти тенденции, а создать условия для их поддержки и развития с помощью ведущей деятельности дошкольников - игры.