Полина Каленкова
Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова:Самооценка, ситуация, воспитывающая ситуация, младший школьный возраст.
Аннотация: Период младшего школьного возраста является сенситивным для развития самооценки, так как в жизни ребенка в этом возрасте происходят наиважнейшие изменения, которые волнуют ребенка, это связано с тем, что он стал школьником. В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами.
Публикация «Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Самооценка – главный компонент в формировании личности человека, развития самосознания, поэтому, самооценка очень важна для ребенка. При рождении, природа распорядилась так, что самооценка у детей безупречна, но с возрастом она подвергается множеству изменений. Современное школьное обучение зачастую ограничивается лишь формированием у человека знаний, умений и навыков, при этом, не акцентируя значимость на более глубоких личностных образованиях, на тех аспектах личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка.
Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности [1, c. 134].
Дети с адекватной самооценкой, в основном, встречаются в семьях, в которых родители относятся к личности ребенка с уважением, внимательно к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдению норм поведения.
Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в неполных семьях, где родители мало или совсем не интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и очень одинокими. Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинаково положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.
Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на той установке, с которой он приходит в школу.
Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе школьников достигаются, когда педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки [2, с. 208]. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений.
Метод создания воспитывающих ситуаций является одним из важнейших методов в воспитании. Ситуация может носить объективный характер, раскрывая реальную обстановку во взаимоотношениях учащихся, что важно учитывать педагогу, который принимает какие-то решения о способах взаимодействия с ними. В школьной действительности достаточно много различных ситуаций, они могут быть простыми и сложными. В отличие от простых, где какие-то ситуации разрешаются учителем без встречного сопротивления учениками через организацию поведения в школе, в сложных ситуациях большое значение имеет непосредственно эмоциональное состояние как самого педагога, так и ученика. Разрешение такой ситуации во многом зависит от педагогического опыта и мастерства учителя, его знаний индивидуальных особенностей учащихся [3, с. 294].
Включая ученика в разнообразные по своему характеру и виду ситуации, учитель может увидеть каждого из них с разных сторон, более глубоко изучить их, понять сложившиеся взаимоотношения между детским коллективом, а значит, выстроить всю работу более осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их формирования и корректировки.
Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т. е. соответствовать его мотивационно-потребностной и эмоциональной сфере [4, с. 261]. Она может быть создана как для одного ученика, так и для группы детей или коллектива в целом.
Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела, т. е. различные праздники, уроки, всевозможные конкурсы. При этом, для различных категорий обучающихся, в процессе разработки коллективного дела и подготовки к нему, может быть создано несколько различных ситуаций.
Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но главные из них следующие:
• Цель;
• Возраст ребенка;
• Психологические особенности ребенка;
• Уровень развития и воспитанности [3, с. 251];
Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает В самовоспитании так, как сами дети. «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент.
В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений:
• игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению ребенка, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия);
• тренинговые упражнения (во время их выполнения ребенок имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность).
Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1. Цель создания ситуации;
2. Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитывающих ситуаций;
3. Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации;
4. Описание ситуации [4, с. 199];
Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребенка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека. В современной практике формирование адекватной самооценки достигается разными методами: диспуты, беседы, упражнения, игры и т. д.
Важно осознавать, что школа, детский коллектив играют не довольно- таки важную роль в формировании самооценки у ребенка. Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика способствует решению этой задачи достаточно эффективно. Дети младшего школьного возраста негативный отзыв о проделанной работе воспринимают как оценку: "Ты - плохой человек". Оценка учителя - основной мотив и мерил их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, лучше показать ему положительные результаты его собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже не очень большого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям.
Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Трудность состоит в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого ребенка. Для данной цели уже в первом классе нужно обязательно начать формировать такую самооценку.
Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения, чтобы оценка и внешний контроль постепенно переходили в адекватный самоконтроль и адекватную самооценку.
Как уже и отмечалось выше, самооценка - необходимый компонент развития самосознания, проблема ее развития и становления является главной в становлении личности самого ребенка. Поэтому педагогу так важно проводить педагогическую работу, создавать воспитывающие ситуации, направленные на формирование адекватной самооценки у учеников уже с первых классов.
Литература
1. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – Москва, 2007. – 249 с.
2. Липкина, А. И. Самооценка младшего школьника / А. И. Липкина. – Москва, 2010. – 326 с.
3. Шайденкова, Т. Н. Школьные воспитательные системы: Учебное методическое пособие к спецкурсу / Т. Н. Шайденкова. – Тула, 2009. – 380с.
4. Щуркова, Н. Е. Воспитание детей в школе / Н. Е. Щуркова. – Москва, 2004. – 261 с.