Ирина Стремова
Развитие самостоятельности у младших дошкольников в процессе формирования культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие самостоятельности у младших дошкольников в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Публикация «Развитие самостоятельности у младших дошкольников в процессе формирования культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В Конституции Российской Федерации, в Законе «Об образовании» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС ДО.
Дети, в процессе воспитания и обучения, должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать возникающие разногласия. Но это все потом, в старшем возрасте. А пока им по 3 года. И зарождение самостоятельности, инициативности и всего того, что я перечислила, происходят в основном процессе формирования культурно-гигиенических навыков.
В своей работе по данному направлению мы отдаём предпочтение игровым приемам, так как именно они создают у детей хорошее настроение, в ненавязчивой форме транслируют модель поведения.
Что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
Одеваться и раздеваться в определё нной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности :
• Рационально организованная среда
• Четкий режим дня
• Сопровождение взрослого
Для детей нашей группы в умывальной комнате стоят мыльницы с ароматным жидким мылом; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Над раковиной вывешена карточка с алгоритмом умывания. Это повышает интерес детей к умыванию.
В раздевалке стоят удобные шкафчики, по росту ребенка. В каждом висят индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. Шкафчики промаркированы картинками. В раздевалке мы поместили куклу Таню в сезонной одежде, для поддержания стремления детей к самостоятельному одеванию.
В групповой комнате, в зоне речевого развития, выделен центр «Чистюлькин», в котором собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков.
В зоне приема пищи, висят два комплекта фартуков и пилоток для оказания посильной помощи младшему воспитателю в сервировки столов. Для того чтобы дети могли замечать и устранять неполадки в одежде и внешнем виде, в каждом помещении мы разместили зеркала.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
o Личный пример.
o Алгоритмы действий.
o Использование сюжетных и дидактических игр.
o Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
o Игровые и проблемные ситуации.
o Использование фольклора и художественной литературы, беседы.
Личный пример подразумевает безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. Так, например, обучая ребёнка умению намыливать руки мылом, я личным примером показываю и объясняю, как это нужно правильно делать. В некоторых ситуациях можно объяснить детям способы действия путём показа на другом ребенке. Например, обучая детей снимать майку или футболку, я объясняю, что нужно взяться руками за нижний край, подтянуть к шее, освободить одну руку, затем другую, а потом уже снять эту вещь через голову. Младший воспитатель учит детей правильно сервировать стол. В семье, родители своим личным примером, помогают малышу освоить элементарные трудовые навыки. Например: вместе с папой, накрыть на стол. После ужина, убрать со стола посуду. Помочь маме вытереть пыль, собрать свои игрушки. Главное – участие! Помогая маме, ребенок получит хороший урок и положит еще одно умение в копилку своего жизненного опыта.
Для того чтобы дети быстрее усвоили процессы умывания, одевания, раздевания, сервировки стола и умели делать это самостоятельно, нами были изготовлены алгоритмы, которые я располагаю в умывальной комнате, раздевалке, в группе. Глядя на эти схемы, каждый ребёнок видит, что надо сделать сначала, что потом, чем заканчивается тот или иной процесс, т. е. ребёнок может проконтролировать последовательность своих действий.
По мере усвоения культурно-гигиенических навыков, полученный опыт переносится в игровую воображаемую ситуацию. В играх ребёнок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно повторялись самим ребенком. Усвоение КГН обобщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
Особая роль в закреплении процесса формирования КГН принадлежит сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Например:
С/ ролевые игры: «Дочки-матери», «Накроем стол для кукол», «Салон красоты», «Кафе», «День рождение мишки». Дети увлеченно принимали участие в игре «У нас обед». Здесь были очень активными мальчики. Мальчики усаживались за стол и делали вид, что едят, а девочки занимались в основном сервировкой стола.
С большим удовольствием дети принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами («Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик»). Таким образом, мы работаем над формированием у детей желания к выполнению гигиенических действий, помогали им сделать игры более осмысленными. Хорошо, для решения педагогических задач, использовать дидактические игры, в которые мы играем малыми подгруппами (по 3-5 человек) с использованием игрового персонажа (кукла Таня, Антошка, «Мойдодыр», «Королева расческа», «Маша-растеряша» и др.). Дидактические игры, позволяющие сформировать отчетливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля : «В гостях у Мойдодыра», «Научим куклу Таню мыть руки», «Мыльные пузыри». Игры и упражнения на формирование навыка одевания и раздевания: «Оденем куклу на прогулку», «Уложи куклу спать», «Найди пару», «Подберем куклам одежду», и др. Игры для привития культуры поведения за столом и самообслуживания : «Готовим обед для кукол», «Сервируем стол», «У Тани и Ани сегодня праздник», «Все готово для ребят», и др. Многие из этих игр изготовлены своими руками.
Для закрепления результата, в своей работе, создаю проблемные ситуации: «К нам пришла Замарашка». Этому персонажу требуется помощь детей. Помогая Замарашке, дети активно участвуют в уходе за внешним видом, выборе предметов для умывания, и т. д.
«Волшебные помощники – для чего они нужны?», «Королева расческа в гостях у детей», «Мои друзья вода и мыло», придумывали увлекательные истории от имени сказочного персонажа Мойдодыр. Для поощрения детей использовали игры с водой и мылом: «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена» и т. д.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка»,
«Собери бусы», «Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.
Наряду с этим применялось чтение известных художественных произведений на тему КГН, использовались потешки в режимных процессах.
Беседы на тему: «Зачем нам расческа?», «Как вести себя за столом», «Чистота залог здоровья» и т. д.
С целью выяснения, как организована самостоятельная деятельность детей в семье было проведено анкетирование: «Самостоятелен ли ваш ребенок», которое показало, что большая часть родителей считает своих детей еще маленькими и излишне опекают их.
Поэтому советуем родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой, поручать детям, в домашних условиях, оказывать посильную помощь.
Из бесед с родителями я узнаю, какие традиции в семье существуют.
Знакомим с новой информацией в родительском уголке. Проводим консультации на темы: «Я сам», «Особенности формирования КГН у детей», «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «О здоровье всерьез».
Итак, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.
«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»
Стремова Ирина Васильевна
Воспитатель 1 ктегории
МДОУ «ДСОВ №29»
Тульская обл., г. Щёкино