Ирина Трофимова
Консультация для воспитателей «Современные формы и методы работы с родителями»
Консультация для воспитателей «современные формы и методы работы с родителями»
Выполнила: Трофимова И. В.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Современные формы и методы работы с родителями“» размещена в разделах
Ведущая цель взаимодействия - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада
Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Существует множество различных форм работы с родителями. Рассмотрим только некоторые из них.
В нашей программе работа с родителями подразделяется на 4 раздела:
изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
Совместная деятельность.
Образование родителей.
1 Так при изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи – решается с помощью социально педагогической диагностики, предполагающей использование таких методов и форм как наблюдение, беседа, анкетирование, встречи – знакомства, консультации, день открытых дверей или показ презентаций (нр. «Из жизни группы», «Наша дружная семейка», «В кругу семьи») родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно игровой среды, видами детской деятельности. К этому разделу можно отнести и такую форму, как Горячая линия или «Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.
2раздел Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия, направлено на ознакомление родителей с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. Сюда можно отнести такие формы как стенды, буклет, памятка, газета, выставки.
3 раздел Совместная деятельность. не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.
В этот раздел можно отнести такие формы как
«Родительский клуб» – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. (нр. В рамках клуба «здоровая семья» с родителями проводятся беседы с практическим показом, консультации, деловые игры, дисскуссии, круглый стол, квн, совместные спортивные досуги, развлечения, семинары практикумы)
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» «дни добрых дел»(где родители могут предложить свою помощь в группе. нр. ремонт игрушек) др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Следующая форма это. Проекты. «Наше здоровье- в наших руках.» «Здравствуй зимушка –зима.» «Путешествие в страну ПДД.» (подборка стихов, загадок, сказок,картотек, картинок по теме.) «Мир удивительных динозавров», «Мои домашние любимцы».
Именно проектная деятельность дает большую возможность привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, оказывает положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника, а именно расширяются знания детей об окружающем мире; развиваются познавательные, коммуникативные способности детей и развиваются детско-родительские отношения.
4раздел образование родителей- обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, германизации семейных отношении, выполнения родительских ролей в семье и обществе.
«Читательская конференция». родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Конференции включают обмен опытом родителей (нр по темам «досуг в семье» или «физическое развитие в семье». В ходе конференции используется комплекс методов- наглядные материалы, презентации, выступления специалистов)
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.).
Дистанционные формы взаимодействия детского сада с родителями
Основные задачи, а также преимущества сайтов. Развитие плотного сотрудничества между воспитателя детского сада и родителями воспитанников путем живого общения на интернет-страницах.
Сайт позволяет информировать родителей обо всех закономерностях развития, а также особенностях методической работы воспитания детей дошкольного возраста. Полезные статьи, ссылки, необходимые для родительского ознакомления. Благодаря интернет информированию педагоги могут познакомить родителей с детсадовской деятельностью, включающей сетку занятий с детьми, режим дня. Сайт позволяет делиться интересной и полезной информации для родителей, а также их детей: рисунки, поделки, групповые работы и др. Эта форма общения позволяет быстро обмениваться контентом (полезными статьями, видео- и фотоматериалами документами ссылками)
оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей; приглашения на массовые мероприятия (концерты, экскурсии, субботники); поздравления родителей с праздниками.
Данный вид взаимодействия позволяет педагогу без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы.
"Педагогическая гостиная"
Педагогическая гостиная – это мероприятие, предполагающее обмен опытом, презентацию педагогами различных авторских находок, инновационных приемов обучения и воспитания Также педагогическая гостиная может носить просветительский характер.
При проведении "Педагогической гостиной" у детей, родителей и педагогов появляется возможность совместного участия в творческих мероприятиях (обогащается опыт использования колыбельных песен, опыт развития творческих способностей ребенка в театрализованной деятельности, организации детских праздников в домашних условиях и др.).
При проведении "Школы для родителей" используются разнообразные методы и приемы обогащения воспитательного опыта родителей : решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, анализ родителями поведения ребенка, обсуждение разных точек мнения на вопрос, обращение к опыту родителей, и др.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в участии в жизни группы и ДОУ, позволяет более качественно организовать процесс всестороннего развития, обучения и воспитания дошкольников.
Действительно, без активного участия родителей в жизни детского сада невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развитие детей. Поэтому работа по вовлечению родителей в жизни группы и детского сада занимает важное место.