Наталья Зотова
Консультация для воспитателей «Словарная работа как средство привлечения внимания к содержательной стороне слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение воспитанниками незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Публикация «Консультация для воспитателей „Словарная работа как средство привлечения внимания к содержательной стороне слова“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.
Работа идет по следующим направлениям:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов. Источники пополнения словаря: Художественная литература, речь взрослых, разные виды деятельности, наблюдение за окружающими, общение.
2) уточнение словаря, наполнение конкретным содержанием знакомых слов, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами, усвоение многозначности т. п.
Работа над активизацией глагольного словаря
КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ
Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ
Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.
Детям задают вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что можно делать на реке?
Игра проводится в форме соревнования.
Точно также идет обогащение словаря прилагательными: Какое яблоко на вкус? (Кислое, сладкое, сочное)
И существительными: Чем можно стучать? (Молотком, палкой, ногой)
Уточнение словаря. Привлечение внимания детей к содержательной стороне слова.
ТАНЯ ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ
Цель: подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
Детям рассказывают примерно следующее:
— Пришла Таня с прогулки грустная — котенок убежал. Села она и. (заплакала, загрустила). А если Таня грустит, то какая она? (Грустная, печальная, расстроенная.) Если Таня грустная — она грустит. А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.) Раздается стук в дверь.
— Это котенок. что сделал? (Вернулся.) Сначала он. (убежал, а потом. (вернулся).
— Посмотрите на Таню. Она сразу. (повеселела, развеселилась, обрадовалась). Если она повеселела, то какая стала? (Веселая.) Если Таня обрадовалась, то какая стала? (Радостная.)
Затем детям предлагается:
— Придумайте рассказ про Таню, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.
НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО
Цель: подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.
Детям говорят:
— Есть слова, похожие по смыслу, слова-друзья.
— Как вы думаете, похожи по смыслу слова большой — огромный — громадный? Придумайте предложения с этими словами.
- Еще есть слова, противоположные по смыслу. Например, большой — маленький, идти — стоять.
Антонимы
Так же вы объясняете, что есть слова, противоположные по смыслу и знакомите детей с антонимами.
Дети встают в круг. Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем — глаголы.
Слова: длинный, глубокий, мягкий, легкий, свежий, тонкий, густой, сильный, говорить, смешить, разрешить, падать, смеяться, зажечь, помогать.
После этого идет работа над умением точно обозначать ситуацию.
НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО
Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
— Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком; Он почувствовал под ногами крепкий лед.
— Что означает слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому?
— Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения:
Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха.
В словарной работе большое значение отводится работе с многозначными словами.
НАЙДИ НОЖКУ
Цель: составлять предложения с многозначным словом ножка, осмыслить разные значения этого слова.
Что мы называем словом ножка (ножка у стула, стола, дивана, шкафа; ножка у куклы, у гриба).
— Скажи про ножку так, чтобы мы поняли, про что ты говоришь. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У гриба ножки бывают толстые и тонкие.)
— Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки?
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Цель: сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.
Взрослый произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:
свежий ветер — прохладный;
свежая рыба — недавно выловленная, неиспортившаяся; свежий хлеб — мягкий, только что испеченный;
свежая рубашка — чистая, выглаженная, выстиранная;
свежая газета — новая, только что купленная;
свежие краски — незасохшие, яркие;
свежая голова — отдохнувшая;
Прямое и переносное значение слов
Цель: познакомить детей с переносным значением слов.
Что означает выражение?
Водить за нос –обманывать.
Развешивать уши – подслушивать.
Точить зуб – злиться на кого-нибудь.
Клевать носом –засыпать.
Делать из мухи слона –преувеличивать.
Прикусить язык – замолчать.
Чесать языки – болтать.
Строить глазки –кокетничать.
Не в своей тарелке – неуютно.
Данные упражнения не только обогащают словарный запас ребенка, формируют культуру высказывания, но и заставляют ребенка мыслить, развивают его познавательную активность.