Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Словарная работа как средство привлечения внимания к содержательной стороне слова»

Наталья Зотова
Консультация для воспитателей «Словарная работа как средство привлечения внимания к содержательной стороне слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение воспитанниками незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Публикация «Консультация для воспитателей „Словарная работа как средство привлечения внимания к содержательной стороне слова“» размещена в разделах

В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.

Работа идет по следующим направлениям:

1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов. Источники пополнения словаря: Художественная литература, речь взрослых, разные виды деятельности, наблюдение за окружающими, общение.

2) уточнение словаря, наполнение конкретным содержанием знакомых слов, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами, усвоение многозначности т. п.

Работа над активизацией глагольного словаря

КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ

Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.

Детям задают вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что можно делать на реке?

Игра проводится в форме соревнования.

Точно также идет обогащение словаря прилагательными: Какое яблоко на вкус? (Кислое, сладкое, сочное)

И существительными: Чем можно стучать? (Молотком, палкой, ногой)

Уточнение словаря. Привлечение внимания детей к содержательной стороне слова.

ТАНЯ ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ

Цель: подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Детям рассказывают примерно следующее:

— Пришла Таня с прогулки грустная — котенок убежал. Села она и. (заплакала, загрустила). А если Таня грустит, то какая она? (Грустная, печальная, расстроенная.) Если Таня грустная — она грустит. А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.) Раздается стук в дверь.

— Это котенок. что сделал? (Вернулся.) Сначала он. (убежал, а потом. (вернулся).

— Посмотрите на Таню. Она сразу. (повеселела, развеселилась, обрадовалась). Если она повеселела, то какая стала? (Веселая.) Если Таня обрадовалась, то какая стала? (Радостная.)

Затем детям предлагается:

— Придумайте рассказ про Таню, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.

НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО

Цель: подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Детям говорят:

— Есть слова, похожие по смыслу, слова-друзья.

— Как вы думаете, похожи по смыслу слова большой — огромный — громадный? Придумайте предложения с этими словами.

- Еще есть слова, противоположные по смыслу. Например, большой — маленький, идти — стоять.

Антонимы

Так же вы объясняете, что есть слова, противоположные по смыслу и знакомите детей с антонимами.

Дети встают в круг. Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем — глаголы.

Слова: длинный, глубокий, мягкий, легкий, свежий, тонкий, густой, сильный, говорить, смешить, разрешить, падать, смеяться, зажечь, помогать.

После этого идет работа над умением точно обозначать ситуацию.

НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком; Он почувствовал под ногами крепкий лед.

— Что означает слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому?

— Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения:

Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха.

В словарной работе большое значение отводится работе с многозначными словами.

НАЙДИ НОЖКУ

Цель: составлять предложения с многозначным словом ножка, осмыслить разные значения этого слова.

Что мы называем словом ножка (ножка у стула, стола, дивана, шкафа; ножка у куклы, у гриба).

— Скажи про ножку так, чтобы мы поняли, про что ты говоришь. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У гриба ножки бывают толстые и тонкие.)

— Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки?

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Цель: сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.

Взрослый произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:

свежий ветер — прохладный;

свежая рыба — недавно выловленная, неиспортившаяся; свежий хлеб — мягкий, только что испеченный;

свежая рубашка — чистая, выглаженная, выстиранная;

свежая газета — новая, только что купленная;

свежие краски — незасохшие, яркие;

свежая голова — отдохнувшая;

Прямое и переносное значение слов

Цель: познакомить детей с переносным значением слов.

Что означает выражение?

Водить за нос –обманывать.

Развешивать уши – подслушивать.

Точить зуб – злиться на кого-нибудь.

Клевать носом –засыпать.

Делать из мухи слона –преувеличивать.

Прикусить язык – замолчать.

Чесать языки – болтать.

Строить глазки –кокетничать.

Не в своей тарелке – неуютно.

Данные упражнения не только обогащают словарный запас ребенка, формируют культуру высказывания, но и заставляют ребенка мыслить, развивают его познавательную активность.

Публикации по теме:

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Работа с родителями в соответствии с ФГОС до» «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что Вошло в его разум и сердце.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Словарная работа как средство привлечения внимания к содержательной стороне слова»
Опубликовано: 17 января 2022 в 11:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Словарная работа как средство привлечения внимания к содержательной стороне слова»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зотова (УИ 353905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД