Добрынина Олеся
Консультация для воспитателей «Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно :
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Сказка - один из самых популярных и любимых детьми литературных
жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои,
сказка открывает реб нку мир человеческих чувств и взаимоотношений,
утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской
культуре, к народному опыту, к родному языку. Сказки не только открывают
перед детьми двери в чудесный мир волшебства, в котором обитают
невиданные существ, но и на подсознательном уровне обучают простым
жизненным ситуациям, с которыми наши дети сталкиваются каждый день.
С помощью сказок развивается интерес детей к художественной литературе.
Сказки воспитывают, способствуют испытывать сострадание, сочувствие к
героям. Развивают чувство юмора, помогают чувствовать красоту и
выразительность языка произведения.
Воспитатель детского сада, как никто другой, может и должен в своей
ежедневной работе использовать сказку как средство познавательного
развития дошкольников. Педагог в своей возрастной группе должен знать
все сказки, предусмотренные программой. Можно сделать таблицу, где
сказки будут поделены по направлениям познавательного развития : сказка и
экология, сказка и формирование целостной картины мира, сказка и
конструирование и др. Это, конечно, требует от педагога большой работы по
анализу произведений, но последующее использование этого материала в
образовательной деятельности принес т свои плоды.
Например, всем известная сказка «Золушка» может быть использована в
образовательной деятельности при измерении сыпучих материалов. Детям
можно задать вопросы:
- А как вы думаете, чем Золушка могла измерить крупу?
-Как бы вы сами измерили? (Меркой)
Сказка «Волк и семеро козлят» учит детей основам безопасности
жизнедеятельности. (Не открывать чужим людям дверь, не доверяться
незнакомым людям).
Вопросы могут быть самые разнообразные:
-Как бы вы поступили в данной ситуации?
-Помогло бы вам знание телефона службы спасения? и др.
Сказка А. Толстого «Пузырь, соломинка и лапоть» продолжает знакомить
детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, какие
держаться на поверхности воды). Можно предложить детям эксперимент с
погружением разных предметов в воду. Спросить детей могут ли
пригодиться предметы, которые тонут? (якорь). Как можно использовать
материалы, которые не тонут? (спасательные жилеты, круги).
Сказка «Три поросенка» может быть использована при изучении
основных свойств предметов. Дети с интересом будут отвечать на вопросы и
дискутировать по поводу того, почему домик из соломы непрочный, а из
камня может уберечь от врагов и непогоды. При изучении этой сказки можно
поговорить с детьми о том, почему поросята – это домашние животные, а
волк - дикое животное. Можно подвести детей к тому, что за осенью следует
зима и повторить зимние месяцы.
В своей работе воспитатель может использовать различные приемы и
методы : непосредственное чтение сказки, театрализованное представление,
творческие и игровые задания, элементы ТРИЗ (проблемные вопросы и
ситуации). Используя сказки для познавательного развития детей, педагог
должен предварительно проработать текст, использовать наглядность,
иллюстративный материал, не забывать о сюрпризном моменте. Важным
является и тот момент, что первый раз педагог читает детям сказку от начала
и до конца, не отвлекая их от целостного восприятия произведения. И лишь
в последующем, когда дети проникнуться прочитанным, можно разбирать
сказку, дополнять е различными творческими заданиями. Педагог должен
не забывать и о том, что ему отводится роль слушателя, а детям
предоставляется возможность высказывать свои мысли, фантазии и
пожелания.