Наталия Коваленко
Консультация для воспитателей «Речевая готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
По каким критериям мы можем судить о готовности ребенка к школе? Прежде всего по его речевому развитию! Развитие речи - главный показатель умственного развития.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Вот эти критерии:
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевая готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным и четким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования.
5. Сформированность грамматического строя речи.
С первых дней пребывания ребенка в школе ему приходиться широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы, читать в слух задания в учебниках. И если у ребенка есть речевые, они обнаружатся очень скоро. Правильное произношение особенно необходимо тогда, когда ребенок начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Чаще всего среди неуспевающих школьников младших классов встречаются дети с дефектами произносительной стороны речи. Дети преимущественно пишут так, как говорят.
Особое место в формировании речевой готовности к школе занимает развитие связной речи. связная речь - это умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.
при помощи связной речи ребенок устанавливает связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Для правильного и успешного формирования связной речи надо совместить 3 важных компонента: общение, игру и обучение. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них. Можно использовать различные игры на описание разных предметов, находящихся в группе или на улице. Такие игры - это еще и прекрасное средство для обогащения детского словаря. Вот несколько таких игр: " Кто больше назовет?", "Что из чего сделано?", "Кто больше скажет о предмете". очень важно разучивать с детьми стихи, потешки, пословицы, поговорки.
При общении с ребенком взрослые должны следить за своей речью. Речь взрослого должна быть четкой, грамотной, выразительной. Разговаривать с ребенком нужно не торопясь, если ребенку не понятно значение какого-то слов, его обязательно, надо объяснить. Дети часто копируют речь взрослых.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как это делать? Чему и как учить? Мы не можем дать однозначного ответа. Ясно одно - все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет быть ему успешным как в школе, так и в жизни!