Залина Дзгоева
Консультация для воспитателей «Развивающие игры творческого характера как средство развития диалогической речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Развивающие игры творческого характера как средство развития диалогической речи у детей с ОНР»
Учитель-логопед З. А. Дзгоева
Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающие игры творческого характера как средство развития диалогической речи у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся :
• сюжетно-ролевые игры,
• театрализованные,
• конструктивно-строительные,
• дидактические.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ОНР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
Нередко дети с ОНР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них выделяются :
– быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
– отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
– непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Одна из основных задач развития речи — это формирование диалогической речи. Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников, особенно в игре. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. А в игре, в частности сюжетно-ролевой,эти умения формируются и совершенствуются в достаточно полной мере. В ходе целенаправленного воспитания правильной речи необходимо учитывать речевую среду ребенка, его социальное общество, индивидуальные особенности и познавательную активность.
Речевое развитие детей с ОНР протекает в процессе их ведущей деятельности – в игре, так как в этом виде деятельности у ребенка возникает желание активно использовать в своей речи слова, фразы и новые речевые обороты.
При организации игры учитываются психические особенности дошкольников с ОНР и их возможности. Их общение имеет эпизодический характер, некоторые дети любят играть одни, на занятиях дети также предпочитают работать одни. Когда в игру детей подключается другой ребенок, то их действия в игре имеют несогласованный характер.
Для развития диалогической речи, можно выделить следующие виды игр:
Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр называют творческими, так как при развертывании игры происходит не копирование действий, а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях.
У детей с ОНР становление сюжетно-ролевой игры значительно отстает в силу особенностей их речевого развития и развития в целом. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью затрудняет включение таких детей в игру. По наблюдениям дети, имеющие отклонения в речевом развитии, робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли, редко бывают инициаторами игры. В случаях тяжелых речевых нарушений дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда такие дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонаторством, некритичностью к своему поведению. Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности, лишает его радостного настроения, угнетает.
Недостаточно развитая речь у детей с ОНР, возможные нарушения движений (некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) — все это, с одной стороны, затрудняет полноправное участие детей с недоразвитием речи в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте. Возможность совместной деятельности в сюжетно-ролевой игре со сверстниками и взрослыми затрудняется из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.
Все это указывает на необходимость и своеобразие использования сюжетно-ролевых игр как вне, так и на занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи. При правильно организованной сюжетно-ролевой игре ребенок имеет возможность в ходе развития сюжета игры, развивая свои ролевые действия совершенствовать свои речевые умения.
Темы сюжетно-ролевых игр должны быть разными и близкими для ребенка. Можно обыграть отношения и поведение членов семьи (кто что делает дома после работы, особенности поведения за столом; приглашение гостей; на приеме в поликлинике; разговор по телефону; прогулка (предполагаемая); в магазине; в театре; занятия в детском саду; утренник и др. Это далеко не полный перечень тем сюжетно-ролевых игр, который можно предложить для использования на занятиях.
Любая сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки, в которой важно заинтересовать ребенка игрой, определить задачи и последовательность игры (программирование поведения, отношений, речи ребенка, выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть.
Лишь после такой предварительной подготовки проводится сюжетно-ролевая игра. Могут быть варианты описанной игры : ребенок-«хозяин» приглашает сразу многих «гостей», несколько детей приглашают в гости своих друзей, несколько детей («мама», «папа», «сынишка», «дочь») встречают гостей (тоже «семью», дети могут меняться ролями. Практически вариантов одной и той же игры много. Тем более, что одна и та же сюжетно-ролевая игра, проведенная с детьми второй раз, будет отличаться от первой уже потому, что дети привнесут в нее что-то новое от своей фантазии, новых наблюдений. Кроме того, мы по-разному можем и встретить гостей, изменить программу встречи.
Вначале ведущую роль в игре занимает руководитель. Он организует игру, задает вопросы и пр. По мере закрепления навыков свободной речи у ребенка, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а логопед лишь ставит задачи, направляет и контролирует проведение игры.
Какое же значение имеют эти игры для детей с ОНР :
1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;
2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия;
3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. («Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник», «Плетень»).
Театрализованные игры – вид игр, предполагающих наличие зрителей (сверстников, младших детей, родителей). В процессе игр данного вида происходит формирование умений при помощи изобразительных средств (интонация, мимика, жесты) точного воспроизведения идеи художественного произведения и авторского текста. Данный вид игр является достаточно сложным, поэтому необходимо постоянное участие взрослых.
Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. В играх-инсценировках дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески».
Игры-драматизации – являются благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации.
Дидактические игры, или игры с правилами, оказывают большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается на усвоение познавательного содержания, на формы взаимодействия детей друг с другом (лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки). Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие когда дети осваивают эти игры, является ведущей, но потом дети начинают управлять играми самостоятельно.
Игра является ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста. Именно этот вид деятельности является наиболее эффективным методом развития диалогической речи. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.