Бондаренко Наталья
Консультация для воспитателей «Развитие речи в условиях патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь в любовь к Родной стране, к ее истории. Прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка-это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически»-это естественный процесс, а нравственное воспитание-это приобретенный фактор, который закладывается в первую очередь в семье, затем педагогами и общественностью. Таким образом, современная образовательная реальность требует интегрированного подхода к тому, чтобы совместить развитие речи и нравственно- патриотическое воспитание.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи в условиях патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В развитии речи в условиях патриотического воспитания огромное значение имеет пример взрослых- педагогов, родителей, их «слово», которое подает пример монологической речи. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребенком, не только можно спросить с кем он живет, как зовут маму, папу, где работают, но и уточнить степень родства его с другими членами семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т. д. Такие беседы нужно проводить два раза в месяц, но память об адресе не у всех откладывается, поэтому здесь чаще надо беседовать с родителями, просить их, чтобы они заучивали вместе с детьми свой адрес.
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, можно проводить народные игры, способствующие развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей в общении, имеющихся у детей. Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее незнакомые слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребенок -это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.
При знакомстве дошкольника с историей города и родной страны, приходится им многое рассказывать. По ходу рассказа обязательно следует использовать наглядный материал. Это могут быть: презентации, фотографии, репродукции, иллюстрации, картины, лэп-буки, слайды. Составляя рассказ, обязательно следует включать в него вопросы к детям. Это необходимо для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать. Рассказывая о каких-то хронологических исторических датах, не следует их заучивать, так как в дошкольном возрасте не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять выражения: «Это было очень-очень давно» или «это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими». Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение. Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаются иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.
Особое место в патриотическом и речевом развитии ребенка занимает использование пословиц и поговорок, загадок и сказок, былины, частушки, потешки, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой «деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие дидактические игры как: «Закончи пословицу», «Повтори за мной», «Добавь словечко» и др.
Для речевого развития обязательно следует приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. В своей работе использую литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбираю произведения на определенные темы. Например; литература о природе-изучается с целью ознакомления детей с природой. Читая рассказы таких писателей как: К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. Сладкова, Чарушина, М. Горького, Л. Толстого, М. Пришвина и других авторов, происходит формирование любви к природе через восхищение от увиденного и узнанного из натуральной природы и ее обитателей. Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне- являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Рассказы ородном городе (столице нашей родины-Москве)-отдельный вид специальной детской литературы. Здесь можно использовать сборники рассказов «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва». Огромное значение имеет и приобщение детей к региональному компоненту по изучению своего родного края. Здесь можно использовать хрестоматию автора Литвиновой, которая глубоко и точно отразила в своих произведениях колорит и местные традиции казачества и народа Ставропольского края.
Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи важным условием является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вначале родители недоумевают для чего все это нужно, тем более с маленькими детьми. Но побеседовав и объяснив соглашались, что работа нужная и даст положительные результаты.
Большую роль в обогащении словарного запаса дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда группы. Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи. Уголок патриотического развития познакомит детей с флагом, гербом, гимном малой и большой Родины. Здесь дети могут рассмотреть предметы народного промысла, познакомиться с разными видами росписи. Уголок чтения художественной литературы, эстетично и красиво оформленный, познакомит детей с русскими народными сказками, а также сказками других народов. В некоторых группах созданы мини-музеи «Памятники нашего города», «Земли родной священные места», «По местам боевой славы», «Защитники Отечества» и др. Здесь можно познакомиться с героями военных лет, с предметами старины, с деятелями искусства, культуры, спорта.
Для обеспечения более высокого уровня познавательного развития и речевой активности следует использовать демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как:
«Слова-друзья» или «Скажи по-другому»(страна-государство; Родина-Отчизна-Отечество; Россия-Русь; воин-боец,солдат, защитник). «Слова-наоборот» (Родина-чужбина; враг-друг; правда-ложь и др). «Образуй новое слово» (город, городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина-родной, род, родственник, родители; образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом- привокзальная площадь; семья,в которой много детей-многодетная семья; сложных слов-гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный; образования слов типа: Земляне, россияне, ставропольцы, крымчане, москвичи и др.) «Назови достопримечательности города», «Назови любимые сказки, песни», «Чем похожи и непохожи» (улица-переулок, улица-площадь, магазин-ларек-лоток, город-село, дорога-тротуар). «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Найди ошибку», «Закончи предложение», «Отгадай по описанию», «Подбери признак», «Кому что нужно для работы», «Предложение рассыпалось». Хорошо активизирует мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы, например; Как сделать город красивым? Почему улица имеет такое название?
Таким образом, чтобы процесс развития речи дошкольников протекал в интеграции с патриотическим воспитанием, педагогам предлагаются следующие формы и методы организации деятельности детей:
-Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и др).
-рассказы, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.
-беседы с детьми о стране, родном городе.
-использование детских художественных произведений, репродукций картин.
-разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, театрализация и прослушивание музыкальных произведений.
-знакомство детей с народной декоративной росписью и промыслами.
-привлечение детей к посильному общественному труду в ближайшем для детей окружении.
-поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
-личный пример педагога, любящего свою работу, свою улицу, город и принимающего активное участие в общественной жизни.
Формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, создание мини-музеев в группе, посещение музеев, выставок, библиотеки, мемориала «Боевой Славы», Дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, НОДы, викторины, КВНы, «Круглые столы», спортивные мероприятия.
Грамотно построенный образовательный процесс, оформление развивающей предметно-пространственной среды, подбор дидактических, речевых игр, игры в театрализованном уголке, обыгрывания сказок, прогулки и наблюдения за красотой родной природы, посещение мини-музея, организованная ежедневная и тематическая работа с родителями –все направлено на развитие речи детей и их патриотического воспитания.
Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственно-патриотическому воспитанию.