Елена Теплова
Консультация для воспитателей. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Публикация «Консультация для воспитателей, Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательной ступенью, и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом.
Поэтому дети должны отправиться в школу, имея за плечами определенный багаж знаний по математике. Задача, стоящая перед воспитателем отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением. Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. С маленькими детьми учебный материал усваивается лучше, если он преподносится в игровой форме. Поэтому занятия лучше проводить в форме дидактической игры или начинать с сюрпизных моментов.
Однако нынешние малыши непоседливые: заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а занятие математикой предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы помочь детям полюбить математику? Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. Интерес - лучшая из мотиваций. Поэтому задача педагога - сделать занятия интересными и необыкновенными. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - А. Франс. Введение ФГОС открывает нам возможность грамотно использовать свое творчество. ФЭМП решается ряд программных задач: - образовательные: чему ребёнка будем учить, закреплять, упражнять, формировать; - развивающие : внимание, памяти, мышления, анализировать, умение видеть самое главное, существенное; - воспитательные : математическую смекалку, сообразительность, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, умение слушать других детей; - речевые: работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане. На занятиях математики мы отправляемся в удивительное сказочное путешествие в страну Математики. Возможно, форма занятий с детьми может больше напоминать настоящие «занятия», но суть, желательно, должна оставаться добровольной игрой,совместным путешествием в интересный мир математики.
Поэтому занятия по математике, по сути, являются системой дидактических игр. В ходе этих игр осуществляется личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, общение в парах, в группах. Дети не должны замечать, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами и т. д. Все занятие должно восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В зависимости от задач и методов нод можно проводить в различных формах: путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив, марафон, викторина, КВН, презентация, тематический досуг, игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы. Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Чтобы материал был усвоен в полном объеме необходимо использовать разнообразные формы и методы работы: в занятие необходимо включать и занимательный математический материал : головоломки, шутки, занимательные задачи, загадки, загадки-шутки, потешки, считалки и т. д. Каждый ребенок индивидуален, у каждого свои способности к математике, и поэтому педагог должен видеть не только всю группу детей, но и каждого в отдельности, каждому уделять внимание и придумывать оценку деятельности детей. Особые требования предъявляются и к наглядному, раздаточному материалу. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, в какой части занятия и как будет использован данный наглядный материал. Особые требования предъявляются и к наглядному, раздаточному материалу. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, в какой части занятия и как будет использован данный наглядный материал. Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть : содержательно – насыщенной, трансформируемой; много- функциональной; вариативной; доступной; безопасной. Поэтому в группе необходимо отвести место – математический уголок, где располагаются игры математического содержания : наглядные и дидактические пособия, книги математического содержания, шахматы, календари, раскраски, игры, игрушки, различные игровые атрибуты, модели часов, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры на внимание и т. д. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.. У воспитателей должен быть паспорт математического уголка и картотека всех имеющихся игр. Необходимо также своевременно пополнять, изменять предметно-игровую среду за счет новых игр, игрового оборудования. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей. Детям самим предоставляется возможность выбрать интересующую их игру. Занятия по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на других видах образовательной деятельности: это и художественное творчество, и окружающий мир, прогулка, конструирование и др. Надо сказать, что важную роль в развитии математических представлений у детей играют родители.
По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке, в магазине и т. д. можно поиграть с ребенком. Например что – то посчитать сравнить, назвать какого цвета, что больше, какой формы и т д. Несколько минут совместной игры, и у ребенка закрепиться тот или иной материал, он будет больше знать, лучше ориентироваться в окружающем мире, в пространстве и времени. Поэтому важно донести это до родителей либо на родительском собрании, либо в виде консультации на стенде.
В заключении хочется сказать, что математика повсюду. И ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.