Плуталова Татьяна Владимировна
«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Лев Николаевич Толстой писал о дошкольном возрасте : «Разве не тогда я приобретал много, быстро, что во всю остальную жизнь не приобретал и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние». Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочения, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма).
Публикация «„Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр“,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал.
Передо мной стоит задача - развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, со-поставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, вы-яснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.
Свою работу я строю на основе следующих принципов:
• от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
• индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
• безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
• сотворчество детей и взрослых;
В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.
Работу с малышами я начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).
Большое внимание в младшей группе уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах. Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа, а также во времени (правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь).
В моей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Кубики для всех» («Уголки» вариант №1, «Собирайка» вариант №2, «Геометрическая мозаика», пазловые мозаики, блоки Дьенеша («Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», счетные палочки, творческие игры ТРИЗ.
Через игру «Сложи узор» я познакомила детей с кубиками Никитина. В сказочно-игровой форме дети при помощи узоров могут сложить домики для матрешки, елочку для отдыха в лесу. В этой игре хо-рошо развивается способность детей к анализу, синтезу и ком-бинированию, важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности. Сначала дети могут работать по готовым образцам, а затем придумать узоры сами.
«Кубики для всех» - это первые занимательные игры для детей 3-6 лет. Они развивают внимание, память (особенно зрительную, пространственные представления, конструктивные способности, воображение, логическое и творческое мышление, смекалку и сообразительность. Игры интересны ребенку тем, что он, неожиданно для себя, создает конструкцию, автором которой и является. Называет ее, преобразует и совершенствует, играет с ней, фантазируя и размышляя.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал, Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для открытия новых способов действия с материалом, активности и самостоятельности.
Блоки Дьенеша — это универсальный дидактический материал, который даёт возможность успешно вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами.
Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.
Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.
Целью использования ТРИЗ – игр в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
В целях математического развития детей использую такие ТРИЗ-игры, как:
«Много – мало»
При ознакомлении с понятиями много-мало.
Например:
В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
«Фигуры»
При ознакомлении с геометрическими фигурами.
На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм.
Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).
«Где живёт»
В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.
Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество, фантазию и логическое мышление.
Используя в своей работе по развитию интеллектуальных способностей дошкольников игр по технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: дошкольник, овладев умениями: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоAянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта.
Используя, в своей работе логико-математические игры со всей очевидностью можно убедиться в том, что систематическое использование в работе педагога данного вида игр способствует формированию у детей логического мышления, стимулирует их познавательную и умственную деятельность.
Василий Александрович Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.
Список литературы:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М., Просвещение, 1987.
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1984.
- Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.
- Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошкольника - М., Педагогика, 1996.
- Михайлова З. А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
- Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, ТЦ Учитель, 2006.
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., Педагогика, 1997.
- Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
-Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911
-Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: № 8 (1988 г.); № 5, 6 (1989 г.); № 1, 2, 3, 5 (1990г.) ;№ 4 (1993г.) ;№ 1 (1994 г.) ;№ 5 (1996 г.) ;№ 11. (1997 г.) ;№ 5, 9 (1998 г.)
-Журнал «Ребёнок в детском саду» : №1, 2, 4 (2001г.)
Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников : Современные направления. – М. : ТЦ Сфера, 2008.