Плуталова Татьяна Владимировна
«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Лев Николаевич Толстой писал о дошкольном возрасте : «Разве не тогда я приобретал много, быстро, что во всю остальную жизнь не приобретал и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние». Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочения, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма).
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал.
Передо мной стоит задача - развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, со-поставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, вы-яснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.
Свою работу я строю на основе следующих принципов:
• от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
• индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
• безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
• сотворчество детей и взрослых;
В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.
Работу с малышами я начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).
Большое внимание в младшей группе уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах. Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа, а также во времени (правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь).
В моей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Кубики для всех» («Уголки» вариант №1, «Собирайка» вариант №2, «Геометрическая мозаика», пазловые мозаики, блоки Дьенеша («Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», счетные палочки, творческие игры ТРИЗ.
Через игру «Сложи узор» я познакомила детей с кубиками Никитина. В сказочно-игровой форме дети при помощи узоров могут сложить домики для матрешки, елочку для отдыха в лесу. В этой игре хо-рошо развивается способность детей к анализу, синтезу и ком-бинированию, важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности. Сначала дети могут работать по готовым образцам, а затем придумать узоры сами.
«Кубики для всех» - это первые занимательные игры для детей 3-6 лет. Они развивают внимание, память (особенно зрительную, пространственные представления, конструктивные способности, воображение, логическое и творческое мышление, смекалку и сообразительность. Игры интересны ребенку тем, что он, неожиданно для себя, создает конструкцию, автором которой и является. Называет ее, преобразует и совершенствует, играет с ней, фантазируя и размышляя.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал, Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для открытия новых способов действия с материалом, активности и самостоятельности.
Блоки Дьенеша — это универсальный дидактический материал, который даёт возможность успешно вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами.
Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.
Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.
Целью использования ТРИЗ – игр в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
В целях математического развития детей использую такие ТРИЗ-игры, как:
«Много – мало»
При ознакомлении с понятиями много-мало.
Например:
В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
«Фигуры»
При ознакомлении с геометрическими фигурами.
На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм.
Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).
«Где живёт»
В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.
Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество, фантазию и логическое мышление.
Используя в своей работе по развитию интеллектуальных способностей дошкольников игр по технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: дошкольник, овладев умениями: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоAянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта.
Используя, в своей работе логико-математические игры со всей очевидностью можно убедиться в том, что систематическое использование в работе педагога данного вида игр способствует формированию у детей логического мышления, стимулирует их познавательную и умственную деятельность.
Василий Александрович Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.
Список литературы:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М., Просвещение, 1987.
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1984.
- Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.
- Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошкольника - М., Педагогика, 1996.
- Михайлова З. А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
- Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, ТЦ Учитель, 2006.
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., Педагогика, 1997.
- Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
-Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911
-Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: № 8 (1988 г.); № 5, 6 (1989 г.); № 1, 2, 3, 5 (1990г.) ;№ 4 (1993г.) ;№ 1 (1994 г.) ;№ 5 (1996 г.) ;№ 11. (1997 г.) ;№ 5, 9 (1998 г.)
-Журнал «Ребёнок в детском саду» : №1, 2, 4 (2001г.)
Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников : Современные направления. – М. : ТЦ Сфера, 2008.