Елена Золотухина
Консультация для воспитателей «Развитие детей в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни.
Игра один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре ребенок развивается как личность. Развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память, возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие детей в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детская игра- это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. В отличии от рисования и лепки в игре дети ничего не создают. Игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости, позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.
В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их развивать родителям и педагогам следует:
- поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, конем);
- предлагать вместо игрушек, коробки, картон, бруски, шарики и т. д.
- поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.
Вот некоторые игровые приемы способствующие развитию фантазии детей :
1.«Оживление» предмета.
Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями. Например ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было много вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например дети считают облака живыми, т. к. они движутся.
2. Игра в «волшебника»
Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: «Вот тебе волшебная палочка. Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь. Только помни: не навреди никому».
Правила для остальных участников игры: «Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в … Слушайте волшебника»
В ходе преобразовании известных сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок- цель подчиненная. Следует иметь в виду, что при разыгрывании сюжетов мл. дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а ст. дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.
Существенное значение в формировании игровой деятельности приобретает правильная организация предметно- игровой среды. Правильное сочетание игрушек, предметов заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной игры.
Поскольку дети принимают на себя различные роли, игровые уголки уместно дополнить элементами одежды людей, с трудом которых дети знакомы.
Для выразительности передачи роли мамы можно предложить красивые, нарядные юбки, фартуки, сумки. Мальчикам в любой роли взрослого нужны галстуки, фуражки.
К концу четвертого года жизни дети могут самостоятельно подобрать одежду, необходимую для выбранной роли.
В сюжетно-ролевой игре предполагается участие нескольких играющих, а дети четвертого года жизни особенно тяготеют к совместным играм со сверстниками. Объединиться в игре со сверстниками помогают специально подобранные крупные игрушки.
Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, высказываниями, постепенно дети вступают в ролевую беседу по поводу игры. Овладеть коммуникативными умениями помогает специально оборудованная игровая среда. Продуманное оформление предметно- игровой среды помогает детям поставить новые игровые задачи, обогащает содержание игры. Рекомендуется шире привлекать детей к созданию игровых уголков, т. к. это вызывает интерес к организации «жизни» игрушек в группе.
Правильный подбор игрушек ставит ребенка перед необходимостью инициативно и самостоятельно решать игровые задачи. Например, показ театра игрушек вызывает у детей положительные эмоции, придает игре нужное направление без навязывания сюжета, дает наглядный пример разного использования одних и тех же предмет. Создание игровых ситуаций помогает наметить цель игры, подобрать недостающие предметы для реализации задуманного.
Умение детей заменять недостающие игрушки или предметы расширяет рамки игры.
Многие исследователи разрабатывающие проблемы игры, предлагают уже младших дошкольников привлекать к изготовлению простейших поделок. Это не только приучает детей подбирать нужные предметы для игры, но и изготавливать недостающие.
На появление замысла в играх детей конца четвертого года жизни оказывают влияние самые разнообразные знания об окружающем, полученные как под руководством воспитателя, так и в результате стихийного опыта. Содержанием игр могут быть конкретные события, отображающие повседневный быт в семье и в д\с, или сказочные явления, источником которых являются художественные произведения. Полученные впечатления помогают сделать игру более длительной и развернутой.
Игра- это не только удовольствие и радость для ребенка. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности.
Игры направленные на развитие восприятия, формируют умение анализировать предметы по признакам (цвет, форма, величина). К концу дошк. Возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник).
Игры на развитие внимания формируют умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой.
Развитие творческих способностей подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь отталкиваться от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Игра помогает подготовить ребенка к школе. Эти игры развивают элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Важно не только научить чему либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, решение.
Каждая игра- это общение ребенка со взрослым, с другими детьми. Это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи.