Наталья Клобертанц
Консультация «Развитие игровой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровой деятельности детей
Основные цели и задачи игровой деятельности :
Создание условий для развития игровой деятельности детей;
Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры;
Развитие у детей интереса к различным видам игр;
Публикация «Консультация „Развитие игровой деятельности детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное);
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Классификация игр детей дошкольного возраста
(по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой)
1. Игры, возникающие по инициативе детей :
1.1. Игры-экспериментирования:
• Игры с природными объектами
• Игры с игрушками
• Игры с животными
1.2. Сюжетные самодеятельные игры
• Сюжетно–отобразительные
• Сюжетно-ролевые
• Режиссерские
• Театрализованные
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:
2.1. Обучающие игры
• Сюжетно-дидактические
• Подвижные
• Музыкально-дидактические
• Учебные
2.2. Досуговые игры
• Интеллектуальные
• Игры-забавы, развлечения
• Театрализованные
• Празднично-карнавальные
• Компьютерные
3. Народные игры:
3.1. Обрядовые игры
• Семейные
• Сезонные
• Культовые
3.2. Тренинговые игры
• Интеллектуальные
• Сенсомоторные
• Адаптивные
3.3. Досуговые игры
• Игрища
• Тихие игры
• Игры-забавы
Комплексный метод руководства игрой (по Е. В. Зворыгиной, С,Л. Новоселовой)
1. Обогащение детей знаниями и опытом;
2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры);
3. Развивающая предметно – игровая среда;
4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми.
Направления поддержки детской инициативы:
позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя-организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновение познавательного интереса.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Поддержку индивидуальности и инициативы детей через :
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее- зона ближайшего развития каждого ребенка, через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Педагогические условия успешного и полноценного
интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Обеспечение использования
собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.
Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.
Организация развития детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого в НОД дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.
Организация разнообразных форм взаимодействия:
«педагог-дети», «дети-дети», дети-родители-педагог.