МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников»

Елена Новикова
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

Публикация «Консультация для воспитателей „Проектная деятельность для дошкольников“» размещена в разделах

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи проектной (исследовательской) деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это :

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты,

В старшем дошкольном возрасте - это :

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :

Деятельность педагога :

1. формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

9. Подготовка к презентации. Презентация.

Деятельность детей :

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт.

Младшая группа

Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

Ведущий вид деятельности : предметная и предметно-манипулятивная.

Тематика краткосрочных мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями) :

«Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними);

«Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения);

«Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой);

«Хлеб-соль» (как с пользой для здоровья употреблять хлеб);

«Зонты и зонтики»;

«Варежки, перчатки»;

«Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья);

«Такая разная обувь»;

«Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физкультминутки);

«Любимая еда в детском саду и дома»;

• Фрукты»;

«Овощи»;

«Аккуратно, мебель!»;

«Я катаюсь на качелях»;

«Обереги».

Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравст-венном воспитании.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие нагляднообразного мышления; развитие способности к замещению предметов и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности : игровая (сюжетно-ролевая игра)

Примерная тематика проектов :

«Идем к врачу»;

«Как проверить и сохранить слух»;

• «Утром дома; (правила умывания, закаливания и выполнение зарядки, прием пищи);

• «Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы»;

«Полезно-вредно для наших зубов»;

«Опасно-безопасно»;

«Книга здоровья нашей группы»;

«Острые предметы в наших руках: будь осторожен!»;

«Правила поведения в автобусе»;

«Мы — пешеходы».

Старшая и подготовительная группы

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности : игровая и продуктивная деятельность; исследовательская деятельность.

Примерная тематика проектов :

«Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);

«Азбука здоровья»;

«Зимние и летние виды игр или во что поиграть зимой и летом» (картотека игр);

«Создаем меню для малышей»;

«Сладкая, но полезная» (стенгазета или выпуск номера газеты, которому предшествует поэтапная работа. В условиях проекта «Сладкое и полезное» у дошкольников развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека, применять имеющиеся знания в практических житейских ситуациях (например, при приготовлении блюд). Проект предполагает организацию следующих видов деятельности :

- беседы «Полезная и вредная пища», «Бывает ли сладкое полезным?»;

- чтение художественной литературы (Т. Собакин «О пользе овсяной каши», Г. Ладонщиков «Лето в разгаре», Ф. Алхазова «Ягоды»);

- дидактическая игра «Витаминная семейка»;

- подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);

- оформление «Книги рецептов»;

- приготовление салатов и сладких блюд;

- работа в практических тетрадях («Определи составляющие продукты для «Салата здоровья»);

- дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;

- фотовыставка «С мамой вместе»;

- выполнение домашнего задания;

- встреча с поваром.

При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают активное участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.

Обобщают материал в стенгазету или тематический номер газеты:

«Где искать витамин С?» (интервью со знатоками, представителями разных профессий);

«Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;

«Надо, надо умываться»;

«Что и как мы едим?»;

«Как увидеть красивые сны?»;

«Хочу быть спортсменом»;

«Энциклопедия спорта»;

«Наши друзья — витамины»;

«Чистота в нашей группе»;

«Жизнь живого»;

«Жить здорово» (создание телевизионной передачи);

«Осторожно, незнакомец!»;

«Четвероногие»;

«Ядовитые растения и ягоды» (создание дидактической игры);

«Стоп: крыши, деревья, люки» (создание правил безопасного поведения);

«Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды»;

«Правила катания на велосипеде, роликах, самокате»;

«Знаки дорожного движения» (изготовление знаков);

«Осторожно пешеход».

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений «Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений» Развитие познавательного интереса.

Консультация для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников» Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду» Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться.

Проектная деятельность по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный Возраст 6 -7 лет Участники.

Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников Для современного этапа развития образования характерны поиск и разработка новых форм и технологий образования детей. При этом в качестве.

Консультация «Проектная деятельность в детском саду»Консультация «Проектная деятельность в детском саду» Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века. Актуальность его связана.

Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам. Тип проекта:.

Консультация для воспитателей «Проектная модель гражданского воспитания дошкольников» Проектная модель гражданского воспитания дошкольников Всем ясно, что празднование знаменательной даты - 60-летия победы в Великой Отечественной.

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №26 «Детский сад «Росинка» 2016 г. Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность дошкольников. Виды театрализованных игр» Игра — наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Ле-онтьев, А. Р.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников»
Опубликовано: 23 марта 2016 в 18:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД