Елена Новикова
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
Публикация «Консультация для воспитателей „Проектная деятельность для дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Темочки
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи проектной (исследовательской) деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это :
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты,
В старшем дошкольном возрасте - это :
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :
Деятельность педагога :
1. формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежестко).
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность.
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
9. Подготовка к презентации. Презентация.
Деятельность детей :
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт.
Младшая группа
Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.
Ведущий вид деятельности : предметная и предметно-манипулятивная.
Тематика краткосрочных мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями) :
• «Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними);
• «Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения);
• «Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой);
• «Хлеб-соль» (как с пользой для здоровья употреблять хлеб);
• «Зонты и зонтики»;
• «Варежки, перчатки»;
• «Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья);
• «Такая разная обувь»;
• «Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физкультминутки);
• «Любимая еда в детском саду и дома»;
• Фрукты»;
• «Овощи»;
• «Аккуратно, мебель!»;
• «Я катаюсь на качелях»;
• «Обереги».
Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.
Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравст-венном воспитании.
Средняя группа
Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие нагляднообразного мышления; развитие способности к замещению предметов и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
Ведущий вид деятельности : игровая (сюжетно-ролевая игра)
Примерная тематика проектов :
• «Идем к врачу»;
• «Как проверить и сохранить слух»;
• «Утром дома; (правила умывания, закаливания и выполнение зарядки, прием пищи);
• «Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы»;
• «Полезно-вредно для наших зубов»;
• «Опасно-безопасно»;
• «Книга здоровья нашей группы»;
• «Острые предметы в наших руках: будь осторожен!»;
• «Правила поведения в автобусе»;
• «Мы — пешеходы».
Старшая и подготовительная группы
Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности : игровая и продуктивная деятельность; исследовательская деятельность.
Примерная тематика проектов :
• «Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);
• «Азбука здоровья»;
• «Зимние и летние виды игр или во что поиграть зимой и летом» (картотека игр);
• «Создаем меню для малышей»;
• «Сладкая, но полезная» (стенгазета или выпуск номера газеты, которому предшествует поэтапная работа. В условиях проекта «Сладкое и полезное» у дошкольников развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека, применять имеющиеся знания в практических житейских ситуациях (например, при приготовлении блюд). Проект предполагает организацию следующих видов деятельности :
- беседы «Полезная и вредная пища», «Бывает ли сладкое полезным?»;
- чтение художественной литературы (Т. Собакин «О пользе овсяной каши», Г. Ладонщиков «Лето в разгаре», Ф. Алхазова «Ягоды»);
- дидактическая игра «Витаминная семейка»;
- подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);
- оформление «Книги рецептов»;
- приготовление салатов и сладких блюд;
- работа в практических тетрадях («Определи составляющие продукты для «Салата здоровья»);
- дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;
- фотовыставка «С мамой вместе»;
- выполнение домашнего задания;
- встреча с поваром.
При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают активное участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.
Обобщают материал в стенгазету или тематический номер газеты:
• «Где искать витамин С?» (интервью со знатоками, представителями разных профессий);
• «Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;
• «Надо, надо умываться»;
«Что и как мы едим?»;
• «Как увидеть красивые сны?»;
• «Хочу быть спортсменом»;
• «Энциклопедия спорта»;
• «Наши друзья — витамины»;
• «Чистота в нашей группе»;
• «Жизнь живого»;
• «Жить здорово» (создание телевизионной передачи);
• «Осторожно, незнакомец!»;
• «Четвероногие»;
• «Ядовитые растения и ягоды» (создание дидактической игры);
• «Стоп: крыши, деревья, люки» (создание правил безопасного поведения);
• «Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды»;
• «Правила катания на велосипеде, роликах, самокате»;
• «Знаки дорожного движения» (изготовление знаков);
• «Осторожно пешеход».
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.