Лучший педагог года

Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений

Наталья Апанович
Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

«Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Публикация «Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений» размещена в разделах

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со всеми возрастными группами детей. Этот метод развивает внимание, наблюдательнось, способностью к началам анализа, синтеза, самооценку, а также стремление к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных. В этом году у каждого педагога есть своя тема проекта.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев, а так же долгосрочными (от 3 месяцев до учебного года).

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на этноэкологическую, социокультурную тему. В «центре природы» рекомендуется сделать макеты природы родного края, подобрать коллекции природного материала.

На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты, альбомы, книжки-самоделки на тему содержания (выполненные детьми и родителями).

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить социокультурный и этноэкологический характер;

«Путешествие по родному краю»;

«Путешествие по городу»;

— «Животные и растения «Красной книги Прибайкалья»;

«Музей города» и т. д.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, макет зданий города, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц, картинки животных обитающих на территории нашего края и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют дальнейшему успешному обучению детей.

Интерес к педагогическому проектированию в системе образования достаточно велик. Актуальность данной проблематики еще более возросла в связи с введением профессионального стандарта педагога. В дальнейшем методичнски грамотные проекты можно преобразовывать в грантовые проекты.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольниковПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников 20 мая мне представилась возможность побывать слушателем на окружном постоянно действующем мастер-классе для педагогов СПДС Центрального.

Проект «Развитие представлений о социокультурных ценностях народов Крайнего севера саами» Стендовый доклад «Развитие представлений о социокультурных ценностях народов Крайнего севера в рамках реализации проекта «Саамы жители Кольской.

Технология формирования у ребенка представлений о малой Родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа С 2014 года наша группа ведёт проект «Волга – царица русских рек». Актуальность проекта: • Мы, волжане, гордимся, что живём на Волге-матушке.

Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы) Введение Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует.

Использование игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Презентация опыта работы по теме: «Использование игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Выполнила:.

Проектная деятельность дошкольников «Проектная деятельность дошкольников» В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания.

Проектная деятельность «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях» Проектная деятельность на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Проектная деятельность в системе формирования художественно-эстетических представлений у детей с ТНР Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Именно.

Проектная деятельность в системе формирования художественно-эстетических представлений у детей с ТНР Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Именно.

Занимательные игровые технологии в формировании математических представлений у дошкольников Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений
Опубликовано: 26 января 2016 в 05:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Апанович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД