Елена Зайчикова
Консультация «Проектная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века. Актуальность его связана с тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех гуманистических основаниях, что и метод проектов. В своё время Дж. Дьюри и У. Килпатрик предлагали обучать детей на основе расширения и обогащения их индивидуального жизненного опыта, призывали к отказу от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь выстраивать педагогический процесс как организацию совместной и самостоятельной деятельности ребенка в социальной среде.
Публикация «Консультация „Проектная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
На этом настаивают и современные Федеральные государственные требования к Основной общеобразовательной программе и условиям её реализации. Ключевые позиции ФГОС – комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличение самостоятельной и совместной деятельности – могут быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.
И ученые, и практики едины в том, что:
- проектная деятельность позволяет ребенку чувствовать себя активным деятелем, субъектом деятельности;
- дошкольник при такой организации образовательного процесса учится самостоятельно ставить цель и искать способы её достижения;
- в итоге реализации проекта ребенок видит результат своей деятельности.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей.
Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:
1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательский проект; практико-ориентированный; творческий; игровой.
2. Предметно-содержательная область:
-монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);
-межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).
3. Характер контактов: среди детей одной группы; среди детей нескольких групп; среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т. д.
4. Количество участников проекта : индивидуальный; парный; групповой; коллективный.
5. Продолжительность проекта :
-краткосрочные (1-2 недели);
-среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);
-долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше).
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:
- выбор темы проекта, его типа, количества участников;
- постановка проблемы;
- постановка цели;
- обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей;
- самостоятельная работа участников проекта по своим задачам;
- промежуточное обсуждение полученных данных;
- защита проектов;
- коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Познавательно – исследовательский проект «Удивительный космос»
Вид проекта :
Информационно - исследовательский
Групповой
Краткосрочный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта. Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка.
Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои любимых мультфильмов наших детей. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
I этап Целеполагание
Цель: формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства.
Задачи:
- систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
- расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;
- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
- воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
- воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
- воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Предполагаемый результат
Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос».
Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта.
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
II этап. Разработка проекта.
1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
4. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
5. Составить перспективный план мероприятий
III этап. Выполнение проекта.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Подвижная игра «Космонавты», сюжетно-ролевая игра «Космодром», дидактическая игра «Найди лишнее», «Пазлы»
Познавательно - исследовательская Просмотр иллюстраций и энциклопедий о космосе, НОД по теме «Космос», Беседы на темы «Юрий Гагарин – первый космонавт», «Планеты Солнечной системы», «Звезды и созвездия», развлечение «Загадочный космос»
Конструирование Моделирование макета ракеты из бумаги и картона; строительная игра «Ракета»
Коммуникативная Чтение художественной литературы по теме «космос», просмотр м/ф «Маленький принц», отгадывание загадок, разучивание стихов о космосе и космонавтах
Изобразительная Аппликация на тему «Ракеты и кометы»; рисование на тему «Полет в космос»; лепка из соленого теста космических кораблей, марсиан; раскрашивание раскрасок на тему «Космос»
Двигательная Физкультминутка «Стоит ракета», подвижная игра «Космонавты», спортивное развлечение «Загадочный космос»
IV этап. Презентация проекта.
1. Развлечение «Загадочный космос»
2. Оформление книжки-самоделки «Загадки о космосе».
3. Оформление стенда «Космический коллаж».