Ирина Иванчук
Консультация для воспитателей «Проблемное обучение в математическом развитии детей в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблемное обучение в математическом развитии детей
Публикация «Консультация для воспитателей „Проблемное обучение в математическом развитии детей в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял. Пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам».
Жан Жак Руссо
Выдающийся французский просветитель
Метод проблемного обучения занимал умы многих знаменитых людей. Отечественные психологи и педагоги И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, М. Н. Скаткин утверждали, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи и создании условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Факт столкновения с трудностью, невозможностью решения предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Возникновение потребности получить новое знание – одна из главных целей проблемного обучения.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.
Очень важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе. Потому с ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Л. А. Венгер говорил «От того, как заложены математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний».
Математическое развитие детей происходит практически в течение всего времени, которое ребенок проводит в детском саду как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. При этом используются такие формы работы как: занятие, дидактическая игра, опыт, эксперимент, досуг (математический праздник, викторина и т. д., индивидуальная работа, кружковая работа.
Педагогу в организации проблемного обучения у дошкольников помогут такие приемы как:
- наводящие вопросы;
- система вопросов, направленная на осознание проблемы и ее решение;
- переформулирование условий задач, направленных на усложнение или упрощение количества неизвестных компонентов;
- готовые варианты решений.
Сам же процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановка, формулирование проблемы;
- выдвижение предположений и гипотез;
- выбор гипотезы, её обоснование, проверка;
- подведение итогов, вывод.
Решая проблемную ситуацию, дошкольник находит отличия и сходства, анализирует на том уровне, на котором может, сопоставляет и сравнивает, проявляет инициативу, учится ориентироваться в вопросах и поставленных задачах, пробует представить окружающим собственную позицию и отстоять ее; учится принимать и учитывать чужое мнение; учится, основываясь на выдвинутой информации, получить результат.
Самостоятельная поисковая деятельность детей бывает разных уровней, в идеале необходимо стремиться к тому чтобы, дети сами умели определить проблему и сами могли ее решить. Это наивысшая ступень организации проблемного подхода у дошкольников, в том числе и в математическом развитии.
Источники:
https://infourok.ru/statya-na-temu-istoriya-razvitiya-problemnogo-obucheniya-4035768.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/30/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-v-dou
https://www.youtube.com/watch?v=oyF7LcvkNuE
https://infopedia.su/15x14db8.html
https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-femp-v.html
https://zen.yandex.ru/media/gazeta_pedagogov/kak-problemnye-zadachi-pomogaiut-v-razvitii-matematicheskih-sposobnostei-doshkolnikov-5af40f9e5a104fc8f0f0076b