Нина Ивановна Воробьёва
Народная подвижная игра, как средство развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки по-движных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Е. А. Покровский писал, что о детских играх перво-бытных народов, к сожалению, мало сведений. Игра была спутником челове-ка с незапамятных времён. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е. А. Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни наро-да. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости, и т. д.
Публикация «Народная подвижная игра, как средство развития личности ребенка» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Справедливо также мнение Н. С. Воловик о том, что назначение древних игр – не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек за-висел от природы, и основным предметом изображения в играх песнях стал животный и растительный мир.
Изучением подвижных игр занимались исследователи разных областей науки (философы, педагоги, фольклористы, искусствоведы, этнографы и т. д.). В педагогической истории России подвижным играм предавалось большое значение. Они рассматривались, как основа физического воспитания детей. В работах известных фольклористов много внимания уделяется дет-ской игре (Г. С. Виноградов, О. И. Виноградов, О. И. Капица, В. Н. Всеволодский - Гернгросс и др.). В работах Г. С. Виноградова подчеркнута роль игровых «прелюдий» в развитии речи детей, их наблюдательности и находчивости. Он предлагает педагогам заняться анализом этих игр, выяснить, какие виды умственной и физической деятельности заключены в них. О. И. Капица уделя-ет внимание считалкам, как одному из компонентов народной игры, указыва-ет важность этого момента в игре для поддержания интереса.
Исследование драматических, орнаментальных и спортивных игр раз-личных народов позволило В. Н. Всеволодскому – Гренгроссу непосредствен-но связать игровую деятельность с социальной действительностью людей. Он пишет о том, что игрой называется разновидность общественной практи-ки, состоящего в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки. Социальная значимость игры, по мнению автора, состоит в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли. Играя в народные игры, сформировавшие-ся как обобщение эмпирического опыта о мире, о человеке и его душе, иг-рающий постигает дух нации (пример выше, обобщение философское, социологическое, психологическое значение. Молодой человек не сможет стать сыном (дочерью) своего народа, если он (она) не проникнется чувствами, которыми живет народная душа. По мере исторического развития народов приходящим молодым людям приходится проходить через все большее и большее количество игр. Автором тем самым подчеркивается связь игры с практикой индивидуального общественного бытия. То, что можно было накопить и передать последующему поколению как эмпирическое и теоретическое значение, включалось и проигрывалось (закреплялось) в игре.
Игра выступает в качестве активного резерва, хранилищем человече-ской мудрости в разнообразных формах и типах. Правила и сценарий этих игр народом складывались и апробировались в течение десятилетий и столе-тий, в их сознании участвовали многие сменявшие драг друга поколения. Большинство народных игр образны, поэтому они увлекают преимуществен-но детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, со-стязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побужда-ют к осторожности и этим увлекают детей.
В конце XIX. и в начале ХХ века появляются научные труды К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, В. В. Зеньковского, М. А. Александровой, В. В. Гориневского. В своих трудах К. Д. Ушинский подчеркивал значимость на-родной игры, считая ее наиболее доступной для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также обществен-ному началу, заложенному в них. Он показывает, что характерной особенно-стью игры любого вида является самостоятельность.
Основатель российской системы физического воспитания является П. Ф. Лесгафт. Он отводил подвижной игре большое место, определяя её как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт отмечал, что в самостоятельной игровой деятельности развивается инициати-ва, воспитываются нравственные качества ребёнка. Уделяя внимание не только физическому, но и гармоничному развитию человека, он считал, что: «физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально использовать свои силы» [27, с. 34].
П. Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной це-ли. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответство-вать умениям ребёнка управлять собой, и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». П. Ф. Лесгафт особо подчеркивает тот факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия ограниченны. «Благодаря игре ребёнок приучается к тем действиям, которые ложатся в основе его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия».
Идеи П. Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователя-ми и учениками В. В. Гориневским и Е. А. Аркиным. В работах В. В. Горенев-ского подвижная игра рассматривалась как средство формирования личности ребёнка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребёнок испытывает в игре. Радость, весе-лье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра те-ряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. В. В. Гориневский требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики дви-жений, индивидуального подхода к ребёнку, точного соблюдения правил иг-ры. Он считал целесообразным введение в игры элементов соревнования, до-ступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелатель-ность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со сторо-ны воспитателя соревнование, по мнению В. В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных ка-честв, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой. В. В. Гориневский называет иргу потребностью человека, особенно подчерки-вает ее эмоциональное значение, влияющее на физиологическое состояние организма. «Игра есть свободное выражение душевных и физических сил» [Цитир. по 36].
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребёнка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он отмечает, что «Живейший интерес, ощущаемый детьми во время игр, бурное веселье, вно-симое в их необузданные забавы, имеют такое же, важное значение, как и са-мо сопровождающее эти забавы физическое напряжение». Он подчеркивает, что преимущества игры заключаются в её эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребёнка, доставляющей ему ра-дость и удовлетворение.
М. А. Александрова считала, что удовольствие и иллюзия – постоянные спутники игры. В своей работе «Педагогическое исследование игры» она подчеркивает, что удовольствие ребенка, испытываемое в игре от свободы, от риска и от познания, предметов составляет основу чувств любви, симпа-тии, дружбы, сострадания, которым в детских играх собственно развиваются.
В. В. Зеньковский, изучая психологические особенности игры, подчер-кивал и особенности как деятельности, которая служит целям телесного и психического выражения чувств. Сплетение реального и воображаемого в игре служит основой развития чувства, а не интеллекта. Автором ирга рас-сматривается, как подготовка ребенка к будущей жизни : «Дитя, играя, пре-красно решает стоящую перед ним задачу развития и упражнения физиче-ских психических сил». В. В. Зеньковским подчеркивается значение игры в развитии эмоциональной сферы ребенка : «Игры, конечно, служат развитию интеллекта и как форма экспериментального изучения различных явлений, но все это побочные продукты игры, а не ее основное содержание».
Начало самобытной национальной системы воспитание заложено Е. Н. Водовозовой. Она своей практической деятельности доказывает необхо-димость ознакомления детей с народными играми и песнями, которые долж-ны проводиться без всякого принуждения, только тогда они смогут принести пользу и удовольствие. Педагогические идеи Е. Н. Водовозовой продолжают разрабатываться в рамках В. Е. Игнатьева, Н. С. Филитис, Л. И. Чулицкой, Е. Н. Тихеевой. В работе В. Н. Игнатьева подчёркивается, что в дошкольном возрасте необходимо предоставить детям возможность свободно играть и двигаться, таким образом, удовлетворяя их естественную склонность к дви-жениям. Он отмечал, что двигательная активность ребенка в игре повышает-ся за счет ее эмоциональности.
Подвижная игра своей эмоциональностью, образностью, динамично-стью возбуждает у ребенка интерес к двигательной деятельности, считает Н. С. Филитис. Особенностью игры является то, что ее «нельзя поставить в определенные рамки», она сразу потеряет интерес для детей. В самостоя-тельной игре ребенок бывает наиболее сообразителен, жизнерадостен. Мы согласны с мнением Н. С. Филитис, которая рассматривает игру как самостоя-тельную эмоциональную деятельность детей, в которой проявляется детское воображение и творчество. Её оздоровительное значение заключено в том и чувстве удовольствия, которые испытывает играющий ребенок. «Наиболее подходящими для воспитания характера ребенка» он считает игры, «которые носят явно выраженный национальный характер». Большинство народных игр сопровождается эмоциональными движениями, ощущениями, пережива-ниями, которые зависят от особого склада каждого народа. Если ребенку предоставить возможность выбрать игры, он будет играть в «те из них, кото-рые близки к живущему в нем народному духу» [цит. по 34].
Можно согласиться с мнением Н. С. Филитис, что привлекательность народной подвижной игры заключена в «приговорах», которые содержат много бессмысленных выражений. Этот набор слов, пишет Н. С. Филитис, ча-сто непонятных, переносит ребенка в иной мир, где его воображению пре-доставляется больше свободы, чем в реальной среде. «Детям, приступающим к игре, также переговоры с их красочностью, таинственностью, непосредст-венностью принятие простого счета, по которому выпадает жребий» [49, с. 36]. Данная зависимость движений и эмоциональных реакций ребенка ус-тановлена в ряде других исследований (В. Е. Игнатьев, Т. П. Хризман и др.). Игра как эмоциональная деятельность повышает двигательную активность дошкольников.
Г. Л. Анцупова подчеркивает роль игры в эмоциональном развитии ре-бенка. По ее мнению, игра носит живой, эмоционально насыщенный харак-тер, «оживление», вносимое игрой, пронизывает эмоциональный характер, «оживление», вносимое игрой, пронизывают эмоциональный мир играюще-го. Она держит игрока в непрестанном возбуждении, буквально захватывает его. Опыт, приобретенный ребенком в результате игровой активности, пере-живание собственной и социально утвержденной суверенности важны для развития эмоциональной стабильности и уверенности в себе.
А. П. Усова считает, что народные подвижные игры увлекают детей дошкольного возраста своей образностью. По ее мнению, это «роднит народ-ные игры с творческой детской игрой, где дети зачастую создают такой слу-чай, событие, но там он быстро исчезает под наплывом новых впечатлений, а в подвижных играх такой случай принимает устойчивую форму». Для детей дошкольного возраста представляют интерес и действия, составляющие на-родную подвижную игру. Они, как правило, противоположны друг другу, за-ключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, осторожности — этим и увлекают детей. Интерес к двигательной деятельности заложен в самой структуре народной подвиж-ной игры. Характеризуя структуру игры, можно подчеркнуть ее простоту. В ней есть единая цель и одноплановость действий, на которых сосредотачива-ется все внимание играющих. Вариации в игре относятся или к началу, или составляют ее конец. По-видимому, эти качества создают классическую про-стоту, определенную законченность, завершенность, которые отличают на-родные детские игры. Песня, слова, движение органически связаны в них.
Особенностью народной игры, по мнению А. П. Усовой, является не-обычность ее начала. Ей, как правило, предшествует игровой зачин, или, как его называл Г. С. Виноградов, «игровая прелюдия». Речь идет о считалках и жеребьевках. Они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизации детей. В зачине можно найти и плясовые ритмы, и подражание различным шумам (игра словом и звуком). Он всегда краток, эмоционален, этим удерживает внимание играющих детей и создает интерес к игре. Для жеребьевки характерно то, что, как правило, само проводится в виде игр, например, игра в молчанку, кто дольше всех промолчит, тому и во-дить. В народной подвижной игре используются припевки. Они также соз-дают интерес к движению. Иногда они выступают как содержание игры. На-пример, в игре «уголки» каждая пробежка сопровождается припевкой: «Мышка, мышка, продай уголок», «за шильце, за мыльце, за белое полотен-це, за зеркальце» [цит. по 36]
А. П. Усова подчеркивает еще одну традицию народных игр — это ис-пользование песен. Автор указывает на то, что современная педагогическая практика насильственно и неправомерно отделила во многих случаях песню от игры и игру от песни и тем лишила многие детские игры свойственного им ритма, поэтичности, а из детского быта устранила простой и жизненный повод петь. Гармоническое сочетание мелодии, ритма, слова и действия вы-зывают большой интерес у детей.
Данные исследования подчеркивают одну из особенностей народной подвижной игры – ее эмоциональную насыщенность, которая помогает удов-летворять потребность ребенка в движении и развивать интерес к двигатель-ной деятельности. В изученных работах она рассматривается как свободная самостоятельная деятельность. Эти рассуждения подтверждают выдвинутые нами предположения о том, что народная подвижная игра может выступить средством эмоционального развития дошкольника.
Традиционно феномен игры является предметом психологического ис-следования. В работах изучались особенности развития игры, на каком – ли-бо возрастном промежутке, соответственно выделялись определенные ее функции, подчеркивалась значимость одной из ее сторон. Очень часто это приводило к не различению игры ребенка от игр животных (К. Бюлер, К. Гросс, Э. Клапаред, Ж. Пиаже и др.). Биологезаторство детства может быть верно, лишь от части, ибо не распространяется на все детство. Так, игра у К. Гросса и Э. Клапореда – упражнение или самовоспитание, берущая начало в инстинкте самообразования, неотъемлемая черта детства; у К. Бюлера – всеобщая форма дрессуры, деятельность, направленная на получение удо-вольствия и поддерживающая его.
В концепции Ф. Боттендайка игра есть результат аффективной реакции на новизну мира. С. Холл заявил, что игра есть ответ на скуку или недостаток стимуляции. Ж. Пиаже представляет игру в качестве повторения достижения с целью его улучшения и закрепления приобретенного навыка. Другие кон-цепции, как, например, теория З. Фрейда игра – есть способ сознания ребен-ком собственного мира для повторения принятых переживаний или проигры-вания неприятных событий.
В настоящее время народная игра оформилась в качестве предмета по-лидисциплинарного анализа. Её изучение проводиться с позиций педагогики, психологии, истории, социологии, этнографии. Полидисциплинарный, ком-плексный характер носит программа «Традиционной игры» инициированной Всемирной организацией дошкольного воспитания (ОМЕР, которой руково-дит И. Ивич – автор известной книги «Человек как существо символиче-ское». Разработчиками программы являются специалисты, имеющие много-летний опыт исследования традиционной игры на основе комплексного под-хода (А. Марьянов, Х. Реттер, Б. Сеттон-Смит и др.)
В современных исследованиях игра рассматривается, прежде всего, как свободная деятельность. Так, в книге Б. Саттон-Смита «Флиттнер» показано, что свобода является неотъемлемым, сущностным структурным элементом игрового поведения, игра позволяет совершать творческие действия, без ко-торых автономное развитие личности невозможно. Игра постоянно «прово-цирует» играющих на творческие эксперименты. В ней проявляется богатст-во фантазии, способность к нестандартным, новаторским решениям проявле-нию изобретательности. По мнению автора, в процессе игры человек, прово-дя эксперименты по отношению к самому себе и к миру, может проектиро-вать самого себя в виде некой модели. Самоиспытания, самопроверка как моменты автономного развития личности заключены в игре в виде возмож-ностей, которыми необходимо воспользоваться.
Автор подчеркивает роль игры в эмоциональном развитии ребенка. Б. Сеттон-Смит утверждает, что игра может возбудить и развивать чувства, поскольку она носит живой, эмоционально насыщенный характер, «оживле-ние», вносимое игрой, пронизывает эмоциональный мир играющего. Она держит игрока в непрестанном возбуждении, буквально захватывает его. Опыт, приобретенный ребенком в результате игровой активности, пережива-ние собственной и социально утвержденной суверенности важны для разви-тия эмоциональной стабильности и уверенности в себе.
В современных исследованиях игра рассматривается, прежде всего, как свободная деятельность. В исследовании Р. И. Ильясова подчеркивается, что в игре человек как бы переступает границы своей пространственно – времен-ной определённости, открывает себя миру и даже способен строить свой эмоционально – игровой мир. В этом процессе трансцендирования индивид претерпевает координальные преобразования собственного «Я». Он отодви-гает от себя завесу случайных признаков, акцидентальных качеств, свойств и раскрывает сущностные основы индивидуального бытия. Именно в многооб-разных формах игры происходит выявление и постижение человеческой сущности.
В современных исследованиях подчеркивается, что детская игра чрез-вычайно многообразна, она составляет основное содержание жизни ребенка. Взаимопроникновение игры и жизни их взаимообусловленность и характери-зует детскую игру.
Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы позво-лил утверждать необходимость использования народных подвижных игр в воспитании ребенка. В педагогической науке народная подвижная игра опре-деляется как средство развития ребенка, его физических, нравственных, ду-ховных качеств. В ней заключен двигательный опыт народа, ценности, выра-ботанные в ходе развития общества. Своеобразие содержания народных под-вижных игр, отражающего быт, традиции и дух народа, ее эмоциональность, образность, динамичность, позволили нам рассматривать народную подвиж-ную игру как средство эмоционального развития детей дошкольного возрас-та. Широкое включение разнообразных её видов в содержание жизнедея-тельности детей будет способствовать накоплению положительных эмоций у детей дошкольного возраста. Простота ее структуры, динамичность, проти-воположность действий, эмоциональность, образность содержания, включе-ние всех видов фольклора (считалок, жеребьевок, попевок, дразнилок, зазы-валок, песен) развивают интерес к игровой деятельности, стимулируют её, тем самым способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении, насыщении положительными эмоциями.