Екатерина Масина
Консультация для воспитателей «Приобщение ребёнка к миру экономической действительности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №103»
«Приобщение ребёнка к миру экономической действительности»
Выполнила: воспитатель
Масина Е. А.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности
Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение ребёнка к миру экономической действительности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности-одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21 веке-веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Содержание экономических знаний отражено в пяти основных темах: «Моя семья» (семейная экономика, «Мир денег» (деньги, цена, «Мой город» (производство полезных товаров, «Мир товаров» (основы маркетинга, «Моя страна» (ресурсы). Осваивая эти темы, дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на региональном материале.
Ребёнок прежде всего познаёт азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник думает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, дети осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти, приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке (для каждого человека) и в консолидированном виде-для экономики региона в целом. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Все задачи экономического воспитания дошкольников могут быть решены педагогом в рамках различных образовательных программ, которые ограниченно сочетают все виды детской деятельности и развития: экономическое воспитание, математическое развитие, художественно-творческую деятельность, социально-нравственное воспитание.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм даёт возможность сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное-говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном. Поэтому, приоритет закрепляется за такими формами, как игры, комплексно-тематические занятия, вечера досугов.
Основная форма обучения дошкольников-игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в игры с профессиями, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые действия взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой деятельности и реальной действительности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строители», «Супермаркет», «Банк» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная приближённая к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен валюты», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности являются комплексно-тематические занятия. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.
У детей большой популярностью пользуются различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др., разнообразные вечера досуга, развлечения. Им нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок (например, «Золотой ключик» А. Толстого, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского и др.)
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Значительное место отводится сказкам. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (О. И. Мельникова, Т. Л. Попова, Э. Успенский и др.). Народные сказки используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость. Велико значение экономики и для формирования логического нестандартного мышления, памяти, воображения.
Если детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, это будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей.
Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства.
На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века